Организация при осуществлении морской перевозки дизельного топлива указала в коносаменте в качестве порта доставки "один из надежных портов Средиземного моря". Налоговый орган в ходе проведения камеральной проверки пришел к выводу, что в нарушение требований пп. 4 п. 7 ст. 198 НК РФ представленные налогоплательщиком коносаменты не содержат указания на конкретный порт разгрузки, находящийся за пределами таможенной территории РФ. Решением налогового органа налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ему предложено уплатить суммы не полностью уплаченного акциза по дизельному топливу и соответствующие пени. Данным решением налогоплательщику отказано в подтверждении обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов по дизельному топливу. Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: В силу п. 1 ст. 142 Кодекса торгового мореплавания РФ после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать данные, указанные в пп. 3 - 8 п. 1 ст. 144 КТМ РФ.

Согласно п. 2 указанной статьи отправитель гарантирует перевозчику достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных.

Пунктом 1 ст. 144 КТМ РФ устанавливается перечень данных, которые должны быть включены в коносамент, в том числе:

наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза (пп. 4);

наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем (пп. 6).

Статьей 144 КТМ РФ также установлено, что по соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

В соответствии с п. 1 ст. 145 КТМ РФ, в случае если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

В силу пп. 4 п. 7 ст. 198 НК РФ при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров представляются указанные в этом пункте документы, в том числе копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу РФ.

При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничного таможенного органа; коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ.

В Постановлении от 03.10.2007, 10.10.2007 N КА-А40/10392-07 ФАС Московского округа суд признал недействительным решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и доначислении сумм акциза и пени, поскольку представленные налоговому органу коносаменты не содержат указания на конкретный порт разгрузки, находящийся за пределами таможенной территории РФ. Суд руководствовался тем, что доказательств, свидетельствующих об указании налогоплательщиком в коносаменте недостоверных сведений, а также о том, что портом разгрузки является порт РФ, налоговым органом не представлено.

Таким образом, правомерны доводы налогового органа о том, что наименование порта выгрузки должно указываться определенно, поскольку в коносаменте должно быть ясно, что порт отгрузки находится за пределами РФ. Однако налогоплательщик может доказать в суде правомерность неопределенного указания порта, если предоставит другие доказательства того, что товар был вывезен за пределы РФ, например соответствующие отметки таможенных органов в ГТД и коносаменте.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

08.09.2008