Индивидуальный предприниматель до июня 2008 г. проживал в одном субъекте РФ и состоял на учете в налоговом органе по месту жительства. В июне 2008 г. индивидуальный предприниматель изменил место жительства на другой субъект РФ, 14.07.2008 получил паспорт со штампом регистрации по новому месту жительства. В день получения паспорта с данным штампом индивидуальный предприниматель обратился в налоговый орган по новому месту жительства с целью сообщения сведений об изменении места жительства. В налоговом органе у него отказались получать какие-либо документы, указав, что регистрация осуществляется в Едином регистрационном центре, однако, в результате неоднократных обращений в Единый регистрационный центр индивидуальным предпринимателем был получен письменный ответ об отказе в приеме документов со ссылкой на п. 4 ст. 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ и указанием обратиться в налоговый орган по предыдущему месту жительства. Налоговым органом по новому месту жительства индивидуального предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в несвоевременном представлении заявителем в регистрирующий орган сведений об индивидуальном предпринимателе, необходимых для включения в реестр, срок представления которых предусмотрен п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ. Вынесенным постановлением налоговый орган привлек индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. Правомерно ли привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности в данном случае?

Ответ: Часть 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

Согласно пп. "д" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведений, за исключением сведений, указанных в пп. "м" - "р", обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства.

Согласно п. 4 ст. 22.2 Закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

На основании п. 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Основные принципы организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах определены Приказом МНС России от 22.06.2004 N САЭ-3-09/436@ "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и налоговых органах" (далее - Приказ N САЭ-3-09/436@).

Пунктом 2.2.4 Приказа N САЭ-3-09/436@ установлено, что при получении налоговым органом по прежнему месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, от налогового органа по его новому месту жительства сведений о фактах регистрации по месту жительства физического лица, сообщенных органами, указанными в п. 3 ст. 85 НК РФ, и наличии сведений в ЕГРН о том, что он не снят с учета, указанные сведения направляются в Единый регистрационный центр не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, в целях контроля за соблюдением физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, установленной для него п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ обязанности сообщения сведений об изменении места жительства.

Закон N 129-ФЗ не содержит конкретного указания на то, что физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, должно обращаться с заявлением о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в реестре, в регистрирующий орган по предыдущему месту жительства.

Таким образом, поскольку в указанной ситуации индивидуальный предприниматель обратился в налоговый орган по новому месту жительства с целью сообщения сведений об изменении места жительства в установленный Законом N 129-ФЗ срок, привлечение его к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ неправомерно.

Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2006, 27.03.2006 N 09АП-2128/06-АК, оставленное Постановлением ФАС Московского округа от 28.08.2006, 04.09.2006 N КА-А40/7999-06 без изменения).

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

08.09.2008