Налогоплательщик был зарегистрирован 25.04.2008 в Едином регистрационном центре. При регистрации налогоплательщиком в соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ было подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, которое было принято Единым регистрационным центром также 25.04.2008. В течение 2008 г. налогоплательщик исполнял обязанности плательщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения, о чем свидетельствуют поданные в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика налоговые декларации и произведенная уплата налога по УСН. Каких-либо претензий со стороны налогового органа не было. В связи с тем что налогоплательщик не ввозит товары на таможенную территорию Российской Федерации и не уплачивает налог в соответствии со ст. 174.1 НК РФ, счета-фактуры с выделенной суммой НДС не выставляет, обязанности налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость он исполнять не должен, в том числе обязанность по предоставлению налоговой декларации (п. 5 ст. 174 НК РФ). По результатам проведенной налоговым органом по месту учета налогоплательщика налоговой проверки в сентябре 2008 г. налоговый орган решил приостановить все расходные операции по счетам налогоплательщика в банке в связи с непредставлением последним в налоговый орган налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2008 г. При этом налоговый орган указал, что заявления налогоплательщика о переходе на упрощенную систему налогообложения Единый регистрационный центр ему не передавал. Правомерно ли такое решение налогового органа, если факт представления налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения подтвержден отметкой Единого регистрационного центра на заявлении?

Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 346.11 НК РФ установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495.

Основные принципы организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах определены Приказом МНС России от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@ "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и налоговых органах" (далее - Приказ N САЭ-3-09/436@).

Пунктом 1.2.1.8 Приказа N САЭ-3-09/436@ установлено, что в случае представления заявителем одновременно с документами на регистрацию юридического лица заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения осуществляется его прием и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, направление с сопроводительным письмом по принадлежности в соответствующее подразделение налогового органа по месту нахождения организации.

Исходя из изложенного, подача налогоплательщиком заявления установленной формы о переходе на упрощенную систему налогообложения в Единый регистрационный центр одновременно с документами на регистрацию юридического лица правомерна, следовательно, такой налогоплательщик вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. При этом факт представления налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения должен быть подтвержден отметкой Единого регистрационного центра на заявлении.

Таким образом, поскольку в указанной ситуации налогоплательщик правомерно применял упрощенную систему налогообложения, плательщиком налога на добавленную стоимость он не являлся, счета-фактуры с выделенной суммой НДС не выставлял, следовательно, требования налогового органа о представлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость неправомерны.

Правомерность изложенных выводов подтверждается и судебной практикой.

Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 31.07.2006, 07.08.2006 N 09АП-8153/2006-АК, оставленном Постановлением ФАС Московского округа от 09.11.2006, 10.11.2006 N КА-А40/10959-06 без изменения, рассматривая схожую ситуацию, указал, что непередача Единым регистрационным центром заявления налогоплательщика о переходе на упрощенную систему налогообложения, поданного одновременно с документами о государственной регистрации юридического лица, в соответствующее подразделение налогового органа по месту нахождения налогоплательщика не должна нарушать права и законные интересы добросовестного налогоплательщика.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

08.09.2008