О порядке учета организацией, применяющей УСН, в составе расходов доплаты работникам до фактического заработка за период временной нетрудоспособности, превышающей установленный максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, а также сумм начисленных с таких выплат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 8 сентября 2008 г. N 03-11-04/2/134

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу учета организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в составе расходов доплаты работникам до фактического заработка за период временной нетрудоспособности, превышающей установленный максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, а также сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с таких выплат сообщает следующее. В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса РФ размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом. Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий год устанавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, имеется в виду Федеральный закон от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", а не Федеральный закон от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов". ------------------------------------------------------------------ Так, Федеральным законом от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать за полный календарный месяц 17 250 руб. При этом размер фактической выплаты работнику за период временной нетрудоспособности согласно трудовым договорам и законодательству Российской Федерации может превышать сумму 17 250 руб. Пунктом 2 ст. 346.16 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) определено, что расходы, указанные в пп. 6 п. 1 указанной статьи, принимаются для целей налогообложения применительно к порядку, предусмотренному ст. 255 Кодекса для исчисления налога на прибыль организаций. Согласно п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации. Таким образом, если согласно трудовому договору размер фактической выплаты работнику за период его временной нетрудоспособности превышает установленную сумму, то доплаты работникам до фактического заработка за период временной нетрудоспособности, превышающие установленный максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, относятся к расходам организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Что касается уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то в соответствии с п. 2 ст. 346.11 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате, в частности, единого социального налога, но производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 Кодекса. Пунктом 1 ст. 236 Кодекса установлено, что для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности. Поскольку сумма доплаты работнику до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности не рассматривается как государственное пособие, то такие доплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке. Согласно п. 7 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить полученные доходы на расходы, предусмотренные п. 1 данной статьи Кодекса (при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса), в том числе и на расходы, связанные с обязательным страхованием работников, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Исходя из вышеизложенного, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, организация вправе включить в расходы, уменьшающие доходы, начисленные взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм доплаты работникам до фактического заработка за период временной нетрудоспособности.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н. А.КОМОВА 08.09.2008