О порядке распределения расходов между видами деятельности, налогообложение которых осуществляется в рамках УСН и в рамках системы в виде ЕНВД, а также сумм взносов на ОПС, уменьшающих суммы налогов, исчисленных при применении указанных спецрежимов, нарастающим итогом с начала календарного года
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 4 сентября 2008 г. N 03-11-05/208
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу распределения доходов от разных видов деятельности и о порядке распределения суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, уменьшающих суммы налогов, исчисляемых при применении индивидуальным предпринимателем единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения, сообщает следующее. В соответствии с п. 7 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом. Согласно п. 8 ст. 346.18 Кодекса налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с гл. 26.3 Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по этим видам деятельности. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов. В соответствии со ст. ст. 346.21 и 346.32 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вправе уменьшить сумму каждого из этих налогов, исчисленную за налоговый период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не могут быть уменьшены более чем на 50 процентов. Производимые расчеты отражаются в декларации по каждому из налогов. Согласно п. 5 ст. 346.18 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (с начала календарного года). В связи с этим распределение расходов между видами деятельности, налогообложение которых осуществляется в рамках упрощенной системы налогообложения и в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, должно осуществляться также нарастающим итогом с начала календарного года. В таком же порядке распределяются суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, уменьшающие суммы налогов, исчисленных при применении указанных специальных режимов налогообложения. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, следует читать: "...имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме". ------------------------------------------------------------------ Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2008 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н. А.КОМОВА 04.09.2008