О порядке зачета сумм излишне уплаченного налога на прибыль в счет уплаты НДФЛ и о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 2 сентября 2008 г. N 03-02-07/1-387

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросам о порядке зачета сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций в счет уплаты налога на доходы физических лиц и о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, сообщается следующее. 1. Зачет сумм излишне уплаченных налогов и авансовых платежей в бюджетную систему Российской Федерации производится в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс). В силу абз. 2 п. 1 ст. 78 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования") зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам. Налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц являются федеральными налогами. В связи с этим вне зависимости от того, что доходы от этих налогов подлежат зачислению в разные бюджеты, сумма излишне уплаченного налога на прибыль организаций подлежит в установленном порядке зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным федеральным налогам, погашения недоимки по иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения. Согласно п. 2 ст. 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено Кодексом. В соответствии с п. 5 указанной статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. При этом решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда. Указанное положение не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение десяти дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Налоговым органом может быть принято самостоятельное решение о проведении зачета суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам только в случае, если размер указанной задолженности был ранее сверен с налогоплательщиком (п. 3.1.4 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденных Приказом ФНС России от 15.09.2005 N САЭ-3-19/446). Для целей названных Методических рекомендаций под задолженностью, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком, понимается задолженность, установленная в справке о состоянии расчетов, подписанной руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, при условии, что по данному виду налога в период со дня подписания указанной справки по день обнаружения факта излишней уплаты сумм денежные средства не поступали. Письменный запрос о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, рассматривается в инспекции ФНС России по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 91 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в т. ч. в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговой отчетности и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 18.01.2008 N 9н). Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 Кодекса). В целях совершенствования правил учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации утверждены Приказы Министерства финансов РФ от 04.09.2008 N 90н "О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004 N 116н" (зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2008 N 12358) и от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2008 N 12357). Департамент полагает, что дополнительное урегулирование порядка осуществления межрегионального зачета обеспечит своевременное принятие налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации, соответствующих решений. 2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). В связи с тем, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогом или сбором, определенным законодательством о налогах и сборах, на них не распространяется установленный ст. 78 Кодекса порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов). Вместе с тем Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не установлены ни порядок осуществления возврата сумм страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, ни порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаты процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и источники уплаты этих процентов. Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионному фонду РФ предоставлено право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе полномочия по принятию решений о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возложены Приказом Федеральной налоговой службы от 26.02.2008 N ММ-3-1/74 на ее территориальные органы, поименованные в Приложении N 1 к данному Приказу. В связи с неопределенностью федерального законодательства в части регулирования вопросов о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по ним и уточнения соответствующих платежей разногласия по указанным вопросам разрешаются в судебном порядке. Впредь до внесения необходимых изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и бюджетное законодательство Российской Федерации в целях урегулирования механизма реализации налоговыми органами бюджетных полномочий администраторов доходов бюджета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование Министерством финансов РФ направлено в ФНС России Письмо от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87, в котором рекомендовано налоговым органам принимать решения о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном п. 7 ст. 45, ст. ст. 78, 79 Кодекса, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. В настоящее время Минздравсоцразвития России разрабатывается проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", направленных на урегулирование порядка зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, ФНС России совместно с Пенсионным фондом РФ разрабатывается временный порядок осуществления такого зачета (возврата).

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С. В.РАЗГУЛИН 02.09.2008