Об обязанности АО, применяющих УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность, а также об отсутствии в Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ требования составлять и представлять АО в налоговые органы промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 2 сентября 2008 г. N 03-11-04/2/131

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу представления бухгалтерской отчетности налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее. Статьей 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом вышеназванные организации ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, то есть в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н. Однако нормы законодательства об акционерных обществах (ст. 97 Гражданского кодекса РФ, ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах") обязывают акционерное общество вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. В соответствии с п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность относится к информации (материалам), подлежащей обязательному утверждению на общем годовом собрании акционеров и предоставляемой лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. При несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете и акционерного законодательства следует исходить из того, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. При этом законодательство об акционерных обществах является специальным. В этой связи в рассматриваемом случае следует применять положения Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ. Учитывая изложенное, акционерные общества, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, согласно Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ, по нашему мнению, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что требование о составлении и представлении налогоплательщиками в налоговые органы промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса нормами указанного Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ не установлено. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, следует читать: "...имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме". ------------------------------------------------------------------ Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2008 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н. А.КОМОВА 02.09.2008