В отношении организации (ОАО) определением арбитражного суда введено наблюдение

Временный управляющий провел анализ финансового состояния должника. Однако в нарушение Федеральных законов от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при проведении финансового анализа должника временный управляющий не привлек аудитора.

Впоследствии, в том числе благодаря проведенному временным управляющим анализу финансового состояния, в отношении организации решением арбитражного суда выявлены признаки банкротства и принято решение об открытии конкурсного производства.

Конкурсный управляющий (ранее - временный управляющий) провел аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности должника, которая подтвердила, что финансовый анализ должника соответствует фактическому состоянию дел должника.

Может ли временный управляющий быть привлечен к ответственности за данные нарушения законодательства по заявлению конкурсного кредитора, если конкурсный кредитор не понес убытков вследствие данных действий временного управляющего?

Ответ: Если допущенные временным управляющим нарушения порядка проведения анализа финансового состояния должника не повлекли нарушения прав и законных интересов заявителя, временный управляющий не может быть привлечен к ответственности за данные нарушения законодательства.

Обоснование: Права и обязанности конкурсного управляющего определены ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ).

В соответствии с п. 2 указанной статьи арбитражный управляющий обязан:

принимать меры по защите имущества должника;

анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;

разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;

выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

осуществлять иные установленные Федеральным законом N 127-ФЗ функции.

Согласно п. 4 указанной статьи при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Ответственность арбитражного управляющего предусмотрена ст. 20.4 Федерального закона N 127-ФЗ.

Так, согласно п. 1 указанной статьи неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Статья 70 Федерального закона N 127-ФЗ определяет анализ финансового состояния должника.

В соответствии с п. 1 указанной статьи анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом N 127-ФЗ.

Согласно п. 2 указанной статьи, если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.

При отсутствии документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.

Пунктом 3 ст. 70 определено, что временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.

Пунктом 1 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367 (далее - Правила), определено, что при проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках.

Документы, содержащие анализ финансового состояния должника, представляются арбитражным управляющим собранию (комитету) кредиторов, в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, в порядке, установленном Федеральным законом N 127-ФЗ, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.

Пунктом 4 Правил установлено, что финансовый анализ проводится на основании:

а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;

б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;

в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;

г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;

д) материалов налоговых проверок и судебных процессов;

е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" закреплено, что обязательный аудит проводится, в том числе если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества.

Из анализа указанных норм законодательства о банкротстве применительно к рассматриваемой ситуации следует, что, в случае если допущенные временным управляющим нарушения не повлекли нарушения прав и законных интересов заявителя, временный управляющий не может быть привлечен к ответственности.

К аналогичному выводу пришел ФАС Поволжского округа в Постановлении от 04.03.2013 N А06-7062/2011.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

18.11.2013