Вопросы преобразования паевого банка (общества с ограниченной ответственностью) в банк акционерный (открытое акционерное общество)
(Артюх К. Ю.)
("Банковское право", N 3, 2001)
Текст документа
ВОПРОСЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПАЕВОГО БАНКА (ОБЩЕСТВА
С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ) В БАНК АКЦИОНЕРНЫЙ
(ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО)
К. Ю. АРТЮХ
К. Ю. Артюх, юрист. Банк кредитования малого бизнеса (г. Москва).
Тема, касающаяся хозяйственной деятельности банков, вызывает все больший интерес.
Проведенный анализ выявил на сегодняшний день существование тенденции, связанной с преобразованием российских банков, представляющих собой по организационно - правовой форме общества с ограниченной ответственностью, в банки акционерные, то есть в форме акционерного общества.
Реорганизация в форме преобразования объясняется разными причинами. В статье сделана попытка осветить часть из них, сравнить плюсы и минусы той или иной организационно - правовой формы коммерческого банка.
Без преувеличения можно сказать, что процесс отмеченного преобразования достаточно сложен, сопряжен с подготовкой большого количества документов, временными затратами, и самым главным, пожалуй, является регистрация указанных изменений в соответствующих государственных органах.
Материал, изложенный в данной статье с учетом сложившейся практики, может оказать определенную пользу как в освещении интересующих вопросов, так и в подготовке необходимых документов по данной проблематике.
* * *
В настоящее время основными нормативными актами, регламентирующими реорганизацию банков (кредитных организаций) в форме преобразования, требования которых по рассматриваемому вопросу изложены в настоящей статье, являются:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) N 51-ФЗ от 30.11.1994 г. (ред. от 08.07.1999 г.) (ГК РФ),
- Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" N 395-1 от 02.12.1990 г. (ред. от 08.07.1999 г.) (Закон о банках),
- Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от 08.02.1998 г. (ред. от 31.12.1998 г.) (Закон об ООО),
- Федеральный закон "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ от 26.12.1995 г. (ред. от 24.05.1999 г.) (Закон об АО),
- Инструкция ЦБ РФ "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" N 75-И от 23.07.1998 г. (ред. от 28.06.1999 г.) (Инструкция ЦБ РФ N 75-И),
- Инструкция ЦБ РФ "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" N 8 от 17.09.1996 г. (ред. от 03.04.2000 г.) (Инструкция ЦБ РФ N 8),
- Положение "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов" N 437, утвержденное Приказом ЦБ РФ N 02-195 от 23.04.1997 г. (ред. от 24.06.1999 г.) (Положение ЦБ РФ N 437),
- Положение "О порядке представления в антимонопольные органы ходатайств о согласовании проведения операций на рынке банковских услуг в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности", утвержденное Приказом МАП РФ N 100 от 22.07.1997 г. (ред. от 11.03.1999 г.) (Положение МАП РФ N 100).
Рассматриваемый вопрос связан с добровольной реорганизацией общества в смысле п. 1 ст. 51 Закона об ООО, предусматривающего, что другие основания и порядок реорганизации (кроме добровольной) определяются ГК РФ и иными федеральными законами.
Добровольная реорганизация может быть вызвана разными причинами. К основной из них, как правило, относят возможность банка в форме АО более динамично увеличивать свой уставный капитал за счет вступления в состав банка все большего количества новых акционеров, капитализации значительных собственных средств, увеличения номинальной стоимости акций, размещения дополнительных акций.
В свою очередь, банк с увеличенным размером уставного капитала в большей степени способен развивать свою деятельность, расширять спектр выполняемых операций и оказываемых услуг, на которые имеется неуклонный спрос, получать большую прибыль, выполнять соответствующие нормативы ЦБ РФ и т. д. Так, к примеру, в соответствии с п. 3 ст. 33 Закона об АО для привлечения дополнительных средств Банк вправе выпустить облигации в пределах уставного капитала после его полной оплаты, а чем больше величина уставного капитала, тем выше общая номинальная стоимость облигаций, которые банк может выпустить. У банка открываются новые возможности в работе с клиентами: в частности, получить лицензию Государственного таможенного комитета и выступать гарантом перед таможенными органами. Такая лицензия может быть выдана только банку с зарегистрированным уставным капиталом в размере не менее 1 млн. евро (см. п. 3.2 Правил ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами, утвержденных Приказом ГТК РФ N 341 от 24.04.2000 г.). Банк переместится на более высокое место в рейтинге российских банков по зарегистрированной величине уставного капитала.
Таблица 1 содержит краткий сравнительный анализ, который может быть предложен по обозначенному вопросу.
Таблица 1
Банк в форме ООО Банк в форме ОАО
Относительно постоянный Переменный состав акционе -
состав участников количеством ров, их число не ограничено.
до 50, которые для увеличения Возможность продажи до 1% акций
уставного капитала пропорцио - нерезидентам на первичном рынке
нально увеличивают номинальную без согласования с Центральным
стоимость долей без изменения банком РФ участия иностранных
процентного соотношения разме - инвесторов в уставном капитале
ров их долей в уставном капита - (п. 17 Положения ЦБ РФ N 437).
ле. Доли участников, как прави -
ло, не превышают 5%.
Участники ООО помимо вкла - В случае продажи акций при
дов в уставный капитал могут формировании уставного капитала
вносить вклады в имущество об - (или дополнительной эмиссии ак -
щества, которые не изменяют ций) по цене, превышающей их но -
размеры и номинальную стоимость минальную стоимость, сумма раз -
долей вносящих в уставном капи - ницы между фактической ценой
тале (п. п. 1 - 4 ст. 27 Закона продажи (размещения) и номиналь -
об ООО). ной стоимостью не включается в
Размеры таких вкладов могут состав прибыли, подлежащей нало -
быть непропорциональны размерам гообложению. Указанная разница
долей участников, вступивших в рассматривается в качестве доба -
банк в разное время и на разных вочного капитала как эмиссионный
условиях. доход, который может быть нап -
Указанные вклады рассматри - равлен на увеличение уставного
ваются в качестве добавочного капитала.
капитала как безвозмездно полу -
ченное имущество и подлежат
включению в налогооблагаемую
базу для исчисления налога на
прибыль в составе внереализаци -
онных доходов. Участник, пере -
дающий это имущество, уплачива -
ет налог на добавленную стои -
мость.
Решение об увеличении ус -
тавного капитала общества за
счет имущества общества может
быть принято только на основа -
нии данных бухгалтерской отчет -
ности общества за год, пред -
шествующий году, в течение ко -
торого принято такое решение.
За согласование изменений в Ответственность за нарушение
составе участников или измене - законодательства РФ в части ог -
ний размера их долей отвечает раничений в приобретении акций
банк, следовательно, увеличение на вторичном рынке или во владе -
капитала ООО за счет привлече - нии акциями несет покупатель ак -
ния дополнительных вкладов мо - ций, а не банк.
жет быть осуществлено, когда
известны и инвесторы, и предпо -
лагаемый размер их инвестиций,
а также оценена возможность
соблюдения ими антимонопольных
правил и получения согласований
(разрешений) ЦБ РФ.
Преимущества или особенности организационно - правовой формы ОАО и соответствующие комментарии приведены в таблице 2.
Таблица 2
Преимущества или особенности Комментарии
организационно - правовой
формы ОАО в сравнении с ООО
Число акционеров в открытом Участие неограниченного ко -
акционерном обществе не ограни - личества акционеров возможно
чено, но может составлять и ме - только при соблюдении требований
нее 50 участников и даже быть антимонопольного законодательст -
равным одному (п. 2 ст. 10 За - ва и правил участия нерезидентов
кона об АО). в уставных капиталах банков, а
эти правила (нормы) едины для
кредитных организаций всех орга -
низационно - правовых форм и не
дают преимуществ какой-либо из
них, за исключением того обстоя -
тельства, что, как уже было от -
мечено, продажа акций ОАО нере -
зидентам на первичном рынке (без
указания предполагаемых акционе -
ров - нерезидентов) может быть
разрешена, если совокупная доля
иностранных инвесторов по итогам
выпуска не превысит 1% уставного
капитала банка.
Возможность концентрации Концентрацию капитала неог -
капитала неограниченного коли - раниченного количества акционе -
чества акционеров. ров возможно осуществить только
при первичном отчуждении акций в
случае, если эти акции известны
рынку, обладают большой ликвид -
ностью, а надежность их эмитента
очевидна для инвесторов.
Свободное обращение акций на Свобода обращения ограничи -
вторичном рынке. вается необходимостью периоди -
ческого согласования с Централь -
ным банком РФ изменений в соста -
ве акционеров. Любое отчуждение
акций ОАО в пользу нерезидентов,
в том числе и через российских
посредников или через сам банк
путем выкупа им собственных ак -
ций с целью последующей продажи
иностранному инвестору, требует
предварительного разрешения Бан -
ка России. Отчуждение более 5%
акций в пользу резидентов требу -
ет уведомления, а более 20% -
предварительного разрешения Бан -
ка России.
Возможность формирования Создание ликвидного вторич -
деловой репутации банка путем ного рынка акций требует допол -
создания ликвидного вторичного нительных затрат.
рынка его акций.
При выходе из акционерного Исключения из этого правила
общества акционер не вправе ни - установлены в отношении выкупа
чего требовать от общества. акций обществом (ст. ст. 75, 76
Закона об АО).
Акционеры не отвечают по Изъятия из правила:
обязательствам общества. Акционеры, не полностью оп -
латившие акции, несут солидарную
ответственность по обязательст -
вам общества в пределах неопла -
ченной части стоимости принадле -
жащих им акций (п. 1 ст. 2 Зако -
на об АО).
Если несостоятельность
(банкротство) общества вызвана
действиями (бездействием) его
акционеров, то на них может быть
возложена субсидиарная ответс -
твенность по обязательствам об -
щества (п. 3 ст. 3 Закона об
АО).
Для принятия важных решений ООО может быть реорганизова -
требуется меньший, чем для ООО, но или ликвидировано добровольно
кворум. по единогласному решению его
участников, в то время как для
акционерного общества для приня -
тия решения по важным вопросам
требуется большинство в три чет -
верти голосов акционеров, прини -
мающих участие в собрании (п. 4
ст. 49 Закона об АО).
Возможность сосредоточения Акционеры, владеющие относи -
функций управления обществом у тельно небольшим количеством ак -
Совета директоров (Наблюдатель - ций, не могут оказать решающего
ного совета). влияния на дела общества, так
как возможность их объединения
для голосования технически неве -
лика. Однако возможна потеря уп -
равления в случае "недружествен -
ного поглощения" из-за свободно -
го обращения акций.
Публичное ведение дел в ОАО Ограничение числа участников
ООО предполагает личный элемент
в управлении обществом, отноше -
ниях участников и определенную
"закрытость" ООО, что не харак -
терно для открытого акционерного
общества, которое должно вести
свои дела публично.
* * *
Преобразование - сложный (часто длительный) процесс, поэтому всегда предполагает подготовку плана корпоративных процедур, устанавливающего алгоритм необходимых действий, а также подготовку (утверждение) большого количества документов (учредительных, внутренних корпоративных, регистрационных и др.). Только с проработанным пакетом документов, планом последовательных шагов, предварительным согласованием (разъяснением) со всеми участниками банка предпринимаемых действий по реорганизации целесообразно созывать общее собрание участников банка, на котором будет принято решение о преобразовании, имеющем огромное значение как для банка, так и для его участников (акционеров).
Следует заметить, что при осуществлении процесса преобразования банка часто принимают во внимание оптимальные концепции, связанные с динамичным увеличением уставного капитала. Целесообразно (насколько это возможно) увеличить уставный капитал еще до того, как будет принято решение о преобразовании банка. Увеличение уставного капитала может быть произведено за счет имущества (при этом доли участников будут увеличены пропорционально уже имеющимся долям в уставном капитале) либо посредством дополнительных взносов участников (с изменением размера долей участников в уставном капитале банка). Увеличение уставного капитала за счет дополнительных взносов может также понадобиться для того, чтобы избежать появления дробных акций в результате обмена долей паевого банка на акции создаваемого акционерного банка. Соответствующие изменения в учредительных документах потребуется зарегистрировать в государственных органах до проведения общего собрания участников по преобразованию (ст. 19 Закона об ООО).
П. 1 ст. 92 ГК РФ и п. 8 ст. 37 Закона об ООО устанавливают необходимость получения согласия всех участников банка, действующего в форме ООО, для принятия решения о его реорганизации. Общее собрание участников существующего банка в форме ООО с вопросами повестки дня о преобразовании банка созывается органом банка (как правило, Советом директоров), в компетенцию которого в соответствии с уставом банка входит вопрос о созыве общего собрания. Созыв общего собрания, извещение о нем участников, предоставление им материалов к общему собранию и проведение общего собрания осуществляется в порядке, предусмотренном уставом общества, который должен корреспондировать положениям, установленным ст. ст. 36 - 38 Закона об ООО.
В соответствии со ст. 56 Закона об ООО общее собрание участников банка, реорганизуемого в форме преобразования, принимает решение о:
такой реорганизации;
порядке и условиях преобразования;
порядке обмена долей участников банка на акции банка в форме акционерного общества;
утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества;
утверждении передаточного акта.
П. 8 ст. 37 Закона об ООО предусматривает, что решение о реорганизации принимается общим собранием участников банка единогласно.
Наиболее распространенный вариант порядка обмена долей участников на акции создаваемого акционерного банка, определяемый уполномоченным органом банка, подготавливающим все необходимые документы и материалы для рассмотрения всеми участниками общего собрания, выглядит следующим образом:
уставный капитал создаваемого банка в форме АО равен уставному капиталу паевого банка;
акции создаваемого банка оплачиваются путем обмена на них долей участников;
участник становится собственником пакета акций, размер которого в процентах к уставному капиталу акционерного банка равен размеру его доли в уставном капитале банка в форме ООО, одинаковы и номинальная стоимость доли, и совокупная номинальная стоимость акций, составляющих пакет.
Указанный вариант фактически сохраняет в уставном капитале акционерного банка ту же структуру, что и в уставном капитале преобразованного банка.
Вместе с тем для изменения существующей структуры уставного капитала возможно предусмотреть в уставе создаваемого акционерного банка размещение двух категорий акций: обыкновенных и привилегированных. При определении порядка обмена долей (как один из вариантов) можно закрепить правило, согласно которому доля, размер которой равен или меньше определенного процента (например, 1%), обменивается на привилегированные акции, а остальные доли - на обыкновенные акции. Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона об АО номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала акционерного банка.
П. 5 ст. 9 Закона об АО указывает на необходимость заключения учредителями письменного договора о создании акционерного общества. В случае же создания общества путем реорганизации закон не содержит норм, предусматривающих заключение такого договора. Вместе с тем, на наш взгляд, договор о создании банка в новой организационно - правовой форме (определяющий порядок осуществления участниками совместной деятельности по реорганизации, размер уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению, права и обязанности участников) целесообразно подготовить и заключить, к тому же на практике ЦБ РФ (регистрирующие органы) может потребовать его представление для целей регистрации реорганизации банка.
Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ (см. также п. 4 ст. 56 Закона об ООО) при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно - правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В состав передаточного акта, оформляемого при преобразовании банка, включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном законом и актами государственных органов порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации). В свою очередь, годовая бухгалтерская отчетность содержит: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств, специализированные формы, установленные нормативными документами государственных органов, аудиторское заключение, подготовленное независимым аудитором банка по результатам проведенного им аудита.
Помимо вопроса о собственно преобразовании банка участники общего собрания должны также рассмотреть вопрос об избрании органов управления акционерного общества, предусмотренных его уставом (см. п. 3 ст. 56 Закона об ООО), и могут рассмотреть вопросы об утверждении внутренних положений акционерного банка, определяющих порядок деятельности его органов.
Повестка дня общего собрания участников банка, на котором принимается решение о преобразовании, может выглядеть следующим образом:
1. О реорганизации банка в форме преобразования в открытое акционерное общество, о порядке и условиях преобразования банка и утверждении наименования создаваемого банка.
2. О порядке обмена долей участников банка в уставном капитале на акции банка, создаваемого в форме открытого акционерного общества.
3. О заключении договора о создании банка (открытого акционерного общества) и утверждении устава создаваемого банка.
4. Об утверждении передаточного акта.
5. О решении о выпуске акций и проспекте эмиссии акций банка.
6. Об утверждении "Положения об общем собрании акционеров банка".
7. Об избрании Совета директоров банка и утверждении "Положения о Совете директоров банка".
8. Об избрании Ревизионной комиссии банка и утверждении "Положения о Ревизионной комиссии банка".
9. Об избрании Председателя Правления банка, утверждении состава Правления банка и утверждении "Положения о Правлении банка".
10. Об утверждении аудитора банка.
11. Разное.
(Вопросы 7, 8, 9 повестки, связанные с утверждением внутренних документов органов управления банка, могут быть рассмотрены на общем собрании (заседании совета директоров) созданного банка после государственной регистрации в соответствии с Законом об АО).
После благополучного проведения общего собрания банку предстоит подготовить в установленный законодательством срок соответствующие документы и представить их в государственные органы, осуществляющие их согласование и регистрацию.
В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 51 Закона об ООО банк считается реорганизованным с момента государственной регистрации акционерного банка, создаваемого в результате реорганизации.
* * *
П. 28.1 Инструкции ЦБ РФ N 75-И (см. также ст. ст. 14, 15 Закона о банках) определяет перечень документов, подлежащих представлению в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, для регистрации банка, возникшего в результате преобразования. К ним, в частности, относятся заявление с ходатайством о государственной регистрации банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, договор о создании банка, устав, передаточный акт, баланс преобразуемого банка, протокол общего собрания участников. (Заметим, что изменение организационно - правовой формы банка влечет за собой изменение наименования кредитной организации, которое должно быть предварительно согласовано с Банком России. Для этого до проведения общего собрания участников с целью принятия решения о преобразовании банк в соответствии с п. 19.2 упомянутой Инструкции ЦБ РФ N 75-И направляет в Департамент лицензирования деятельности кредитных организаций и аудиторских фирм ЦБ РФ телеграмму с предполагаемым полным официальным и сокращенным наименованием. Только после получения телеграммы о предварительном согласовании ЦБ РФ нового наименования банка последний принимает решение об изменении своего названия.)
Устав кредитной организации, утвержденный общим собранием участников реорганизуемого банка в форме ООО, должен отвечать требованиям ЦБ РФ (см. п. 3.1.3 Инструкции).
Протокол общего собрания участников должен содержать принципиальные решения о создании банка, об утверждении нового наименования, об утверждении нового устава, о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации (см. п. 3.1.4 Инструкции).
В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ и п. 5 ст. 51 Закона об ООО кредиторы банка должны быть письменно уведомлены о его реорганизации. Ходатайство о регистрации, направляемое в Банк России, должно содержать информацию о таком уведомлении кредиторов.
К банку, возникающему в результате преобразования, не предъявляются требования Банка России по минимальному размеру уставного капитала, применяемые в отношении вновь создаваемого банка, а также требования о получении предварительного согласия Банка России на приобретение более 20% акций банка и об уведомлении Банка России в случае приобретения более 5% акций банка при условии, что приобретение указанных акций было согласовано ранее и эти акции остаются неизменными или уменьшаются.
По результатам рассмотрения территориальным учреждением Банка России, осуществляющим контроль за деятельностью кредитной организации, и Департаментом лицензирования деятельности кредитных организаций и аудиторских фирм ЦБ РФ представленных документов в Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносится запись о государственной регистрации возникшего в результате преобразования банка.
* * *
Преобразование банка в обязательном порядке сопровождается эмиссией акций, которая подлежит государственной регистрации.
До указанной регистрации банку необходимо обратиться с ходатайством о согласовании выпуска акций в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Ст. 2 Положения МАП РФ N 100 определен порядок подачи ходатайств при согласовании с антимонопольными органами выпуска акций кредитными организациями (банками).
При согласовании выпуска акций кредитной организацией в ходатайстве указываются банк, его организационно - правовая форма, юридический адрес; величина уставного капитала, объем эмиссии, тип эмитируемых ценных бумаг, предполагаемая величина уставного капитала после размещения выпуска; предполагаемые изменения в составе участников банка и в размерах принадлежащих им долей участия в уставном капитале банка после размещения акций; наличие (отсутствие) договоров между банком, участниками (предполагаемыми участниками) банка, акционерами (пайщиками) участников банка, в форме договоров доверительного управления, совместной деятельности, поручения, залога или иных договоров.
К ходатайству о согласовании выпуска акций банка прикладываются копии устава, учредительного договора, лицензии на совершение банковских операций, свидетельства о государственной регистрации банка; проспект эмиссии предстоящего выпуска акций; справка об оплаченном уставном капитале банка; решение об эмиссии акций; сведения об участии юридических и (или) физических лиц в уставном капитале банка и его участников и их участии в уставных капиталах юридических лиц; сведения о составе Совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов банка, участников банка, акционеров (пайщиков) участников банка (предусмотрены в приложении к Положению МАП РФ N 100).
По получении согласования МАП РФ выпуска акций банка последний вправе подавать все подготовленные и утвержденные регистрационные документы в Банк России для завершения процесса регистрации преобразования.
* * *
В соответствии с п. 1.1 Инструкции ЦБ РФ N 8 государственной регистрации подлежат все выпуски ценных бумаг независимо от величины выпуска и количества инвесторов.
Выпуски ценных бумаг при реорганизации кредитных организаций регистрируются в Департаменте лицензирования деятельности кредитных организаций и аудиторских фирм Банка России.
Напомним, что при создании банка в форме акционерного общества путем реорганизации в виде преобразования все акции должны быть размещены среди ее учредителей. Категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, а также размер уставного капитала определяются в письменном договоре о создании банка.
В случае, когда в результате преобразования создается банк в форме акционерного общества с уставным капиталом большим, чем уставный капитал преобразуемого банка, оплата акций производится в порядке, установленном для вновь создаваемых кредитных организаций, и осуществляется только за счет дополнительных взносов учредителей или путем капитализации собственных средств банка. Решение о новой величине уставного капитала принимается одновременно с принятием решения о преобразовании банка из общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество.
Важно отметить, что регистрация выпуска акций сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, если выполняется хотя бы одно из следующих условий: размещение ценных бумаг производится среди неограниченного круга лиц или заранее известного круга лиц, число которых превышает 500, или если общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
В случае, если регистрация эмиссии ценных бумаг банка сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, процедура выпуска включает в себя следующие этапы (см. п. 8.1 Инструкции ЦБ РФ N 8):
1) принятие эмитентом решения о выпуске; 2) подготовка проспекта эмиссии; 3) регистрация выпуска ценных бумаг и проспекта эмиссии; 4) раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии; 5) изготовление сертификатов ценных бумаг (только для документарной формы выпуска); 6) размещение ценных бумаг; 7) регистрация отчета об итогах выпуска; 8) раскрытие всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.
Проспект эмиссии готовится и утверждается правлением или другим уполномоченным органом банка.
Проспект эмиссии должен быть заверен независимой аудиторской фирмой.
Для регистрации выпуска своих акций банк представляет в регистрирующий орган следующие документы: заявление на регистрацию, составленное по форме, указанной в приложении 1 к Инструкции ЦБ РФ N 8; решение о выпуске акций, подготовленное по форме, указанной в приложении 2; проспект эмиссии, оформленный в соответствии с требованиями раздела 10 Инструкции и приложением 3 (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии); копию платежного поручения об уплате налога на операции с ценными бумагами; выписку из протокола общего собрания банка, подтверждающую принятие решения о выпуске акций и об утверждении аудитора банка; документ, подтверждающий согласование данного выпуска с МАП РФ; учредительные документы банка, образуемого в результате реорганизации, передаточный акт; иные документы в соответствии с положениями Инструкции.
Регистрирующий орган перед регистрацией рассматривает информацию, содержащуюся в регистрационных документах, на предмет ее соответствия действующему законодательству, Инструкции ЦБ РФ N 8 и другим нормативным актам Банка России.
Банк - эмитент и уполномоченные лица, подписавшие регистрационные документы, несут ответственность за достоверность информации, содержащейся в указанных документах.
Нельзя не отметить, что согласно требованиям ЦБ РФ документы, представляемые банком в регистрирующий орган в соответствии с нормативными актами ЦБ РФ, содержащие более одного листа, должны быть прошнурованы, пронумерованы и подписаны уполномоченными лицами. Подписи уполномоченных лиц должны быть скреплены печатью кредитной организации или штампом соответствующего подразделения банка.
Регистрирующий орган несет ответственность за полноту зарегистрированных им регистрационных документов, за их строгое соответствие нормам Инструкции ЦБ РФ N 8.
Далее, если нет оснований для отказа в регистрации выпуска акций (см. п. 11.10 Инструкции), Банк России регистрирует выпуск.
После государственной регистрации выпуска Банк России выдает кредитной организации зарегистрированные решение о выпуске акций, заявление на регистрацию выпуска ценных бумаг и проспект эмиссии, а также письмо, подтверждающее акт государственной регистрации, где указывается объем зарегистрированного выпуска, количество и характеристика зарегистрированных ценных бумаг, а также присвоенный регистрационный номер и дата регистрации.
Размещение акций, осуществляемое после регистрации выпуска, происходит путем переоформления внесенных ранее участниками банка в форме ООО долей в акции. Размещение ценных бумаг должно быть закончено не позднее чем через 30 дней после регистрации. В этот срок должна быть произведена полная оплата размещаемых ценных бумаг (перераспределение долей участников банка в форме ООО на акции акционеров банка в форме ОАО) с соответствующим отражением в учете банка.
Не позднее 30 дней после завершения процесса размещения акций банк анализирует его результаты и составляет отчет об итогах выпуска ценных бумаг.
ЦБ РФ следит за своевременным (в соответствии с регистрационными документами) представлением вновь созданным банком отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
После проверки правомерности оплаты уставного капитала банка и при отсутствии претензий, связанных с выпуском акций, Банк России регистрирует отчет об итогах выпуска.
При регистрации итогов выпуска ценных бумаг регистрирующий орган выдает банку соответствующее письмо и одну копию зарегистрированного отчета. При этом регистрирующий орган подтверждает государственный регистрационный номер выпуска акций.
По окончании регистрации отчета об итогах выпуска акций банку необходимо опубликовать итоги этого выпуска в печатном органе. Раскрытие информации, содержащейся в отчете, осуществляется в порядке, установленном Положением ЦБ РФ "О порядке раскрытия информации Банком России и кредитными организациями - участниками финансовых рынков" N 43-П от 02.07.1998 г.
* * *
После завершения указанных процедур, получения банком всех зарегистрированных документов (учредительных, регистрации выпуска акций), новой лицензии на осуществление банковских операций, замены печати банка, уведомления об этом всех известных кредиторов (п. 19.9 Инструкции ЦБ РФ N 75-И) можно констатировать, что реорганизация банка прошла успешно и кредитная организация может продолжать свою деятельность в новой организационно - правовой форме.
Название документа