Плательщик сборов получил разрешение на освоение квоты горбуши в Восточно-Сахалинской промзоне, по которому уплатил сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов в установленном размере. В результате частичного освоения квоты плательщик сборов обратился в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, в удовлетворении которого налоговым органом было отказано на основании отсутствия корректировки суммы сбора в случае неполного фактического освоения квоты. Правомерен ли отказ налогового органа в указанной ситуации?
Ответ: В силу п. 2 ст. 333.1 Налогового кодекса РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
На основании п. 2 ст. 333.4 НК РФ сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в п. п. 4 - 7 ст. 333.3 НК РФ, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения.
Согласно п. 2 ст. 333.7 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.
Минфин России в Письме от 20.12.2004 N 03-07-03-04/9 разъяснил, что согласно п. 2 ст. 333.5 НК РФ плательщики уплачивают сумму сбора в виде разового и регулярных взносов. При этом особого порядка при неполном фактическом освоении квоты (при вылове водных биологических ресурсов в количестве меньшем, чем предусмотрено лицензией (разрешением)) нормами гл. 25.1 НК РФ не установлено. Поэтому при неосвоении квот сумма сбора корректировке не подлежит.
Представляется, что уплата плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов обусловлена непосредственно фактом выдачи разрешения на осуществление промысла соответствующих видов и объемов водных биологических ресурсов и наличием у плательщика сбора обязанности по соблюдению правил налогообложения, поэтому сбор подлежит уплате за весь объем ресурсов, предоставленных в пользование по разрешению.
Следовательно, поскольку гл. 25.1 НК РФ связывает обязанность по уплате сбора не с фактом вылова водных биоресурсов или с фактом закрепления за плательщиком определенных квот, а исключительно с фактом выдачи в установленном порядке разрешения на право ведения промысла водных биоресурсов, то плательщик сбора не вправе корректировать сумму этого сбора и производить ее уплату исходя из фактического освоения разрешенной квоты вылова.
Правомерность подобных выводов подтверждается также судебной практикой.
Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 17.10.2007 N Ф03-А59/07-2/960 пришел к выводу, что по смыслу ст. ст. 333.2, 333.4, 333.5 НК РФ в их взаимосвязи сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов исчисляется исходя из объема таких ресурсов, указанного в лицензии (разрешении) на пользование. Ввиду этого суд указал, что объем фактически добытых (выловленных) водных биологических ресурсов не имеет значения для исчисления указанного сбора, в связи с чем перерасчет суммы сбора по количеству фактически добытых (выловленных) ресурсов не производится.
Суд отметил, что п. 1 ст. 333.7 НК РФ, предусматривающий возможность зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) по истечении срока их действия, распространяется только на сбор за пользование объектами животного мира и не может применяться к сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов. В силу изложенного суд не принял во внимание довод об отсутствии запрета в НК РФ на возврат излишне уплаченного сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Таким образом, учитывая позицию Минфина России и судебную практику, отказ налогового органа в указанной ситуации правомерен.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
29.08.2008