Основным видом деятельности налогоплательщика, имеющего свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, является получение (оприходование) денатурированного этилового спирта и использование его для производства неспиртосодержащей продукции. По результатам проверки налогоплательщик решением налогового органа привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ему доначислена сумма акцизов, пени и предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет. Решение мотивировано тем, что в реестрах счетов-фактур, представленных налогоплательщиком в налоговый орган для подтверждения налоговых вычетов по акцизам, отсутствуют установленные в соответствии с п. п. 4, 7, 11 Приложения N 4 к Приказу Минфина России от 03.10.2006 N 123н реквизиты в отметках налоговых органов. Налоговый орган посчитал, что налогоплательщиком в нарушение п. 11 ст. 200, п. 11 ст. 201 НК РФ неправомерно предъявлена к вычету сумма акциза. Правомерно ли указанное решение налогового органа?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 200 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со ст. 194 НК РФ, на установленные ст. 200 НК РФ налоговые вычеты.
Пунктом 11 ст. 200 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при использовании денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции (при представлении документов в соответствии с п. 11 ст. 201 НК РФ).
Согласно п. 11 ст. 201 НК РФ налоговые вычеты, указанные в п. 11 ст. 200 НК РФ, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов, подтверждающих факт производства из денатурированного этилового спирта неспиртосодержащей продукции:
1) свидетельства на производство неспиртосодержащей продукции;
2) копии договора с производителем денатурированного этилового спирта;
3) реестров счетов-фактур, выставленных производителями денатурированного этилового спирта. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяются Минфином России;
4) накладной на внутреннее перемещение;
5) акта приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика;
6) акта списания в производство и других документов.
Приказом Минфина России от 03.10.2006 N 123н (далее - Приказ N 123н) утверждена форма реестра счетов-фактур, выставленных производителями денатурированного этилового спирта, имеющими свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, а также утвержден порядок представления реестров счетов-фактур и проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых плательщиками акцизов.
Согласно п. 4 Порядка, установленного Приложением N 4 к Приказу N 123н (далее - Порядок), отметка налогового органа проставляется на реестрах счетов-фактур, выставленных:
продавцами денатурированного этилового спирта, имеющими свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, и представленных лицами, указанными в пп. 1 п. 1 Порядка;
продавцами прямогонного бензина, имеющими свидетельство на производство прямогонного бензина, и представленных лицами, указанными в пп. 2 п. 1 Порядка.
В силу п. 7 Порядка проставление отметки осуществляется должностным лицом налогового органа посредством проставления штампа "Зарегистрировано" с указанием даты регистрации и регистрационного номера, удостоверяемых личной подписью должностного лица налогового органа.
Регистрационный номер, проставляемый на реестре счетов-фактур, формируется на основе порядкового номера, указываемого в соответствующих журналах регистрации реестров счетов-фактур за текущий календарный год. По окончании календарного года нумерация возобновляется.
Согласно п. 11 Порядка образец отметки налогового органа, проставляемой на реестрах счетов-фактур, приведен в Приложении N 4 к Порядку.
С учетом изложенного представляется, что правильность проставления отметок на соответствующих реестрах счетов-фактур непосредственно от налогоплательщиков не зависит, а зависит в первую очередь от налоговых органов.
Следовательно, принятие сумм акциза к вычету в случае отсутствия установленных в соответствии с п. п. 7, 11 Порядка реквизитов в отметках налоговых органов правомерно при условии соблюдения налогоплательщиком иных требований п. 11 ст. 200 и п. 11 ст. 201 НК РФ.
Правомерность подобных выводов может подтверждаться также Постановлением ФАС Московского округа от 27.09.2007, 01.10.2007 N КА-А40/6661-07, в котором суд, рассматривая схожую ситуацию, указал, что налогоплательщик не может нести ответственность за полноту отметок в реестрах счетов-фактур, проставление которых производят налоговые органы, поскольку такая ответственность не предусмотрена НК РФ, право налогоплательщика на вычет по акцизам не связано с отсутствием каких-либо реквизитов в отметках налоговых органов.
Таким образом, указанное решение налогового органа неправомерно.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
29.08.2008