Освобождается ли организация - участник ОЭЗ от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области в виде приобретения инструмента, инвентаря и расходов, направленных на выплаты работникам, закрепленные коллективным и трудовым договором, на оплату дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 августа 2008 г. N 03-03-06/1/483
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (в ред. Федерального закона от 19.12.2005 N 162-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2014 г. участники Особой экономической зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области.
Льгота предоставляется при условии ведения участниками Особой экономической зоны (далее - участники ОЭЗ) отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах Особой экономической зоны и Магаданской области.
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) понятия "прибыль, инвестируемая в развитие производства" и "прибыль, инвестируемая в развитие социальной сферы" специально не определены. Не содержатся они и в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету, утверждаемых Минфином России.
Вместе с тем в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, аналитический учет по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств. При этом в аналитическом учете средства нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных мероприятий по приобретению (созданию) иного имущества и еще не использованные, могут разделяться.
Таким образом, организация - участник ОЭЗ при осуществлении расходов по приобретению инструментов и инвентаря может воспользоваться льготой по налогу на прибыль организаций, установленной ст. 5 Федерального закона N 104-ФЗ, в случае если она может документально подтвердить:
- факт использования инструментов и инвентаря в деятельности, связанной с осуществлением инвестиций в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области;
- факт использования нераспределенной прибыли как источника указанных инвестиций.
Расходы организации - участника ОЭЗ, направленные на обеспечение социальных гарантий и выплат работникам организации, закрепленных коллективным и трудовым договором, в виде дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, по нашему мнению, не являются инвестированием в развитие социальной сферы на территории Магаданской области и, соответственно, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Что касается составления налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций до 1 июля 2008 г. и после 1 июля 2008 г., то Порядки их заполнения (утв. Приказами Минфина России соответственно от 07.02.2006 N 24н и от 05.05.2008 N 54н) не предусматривают представления налогоплательщиками - участниками ОЭЗ отдельных деклараций по деятельности, осуществляемой ими в пределах Особой экономической зоны, Магаданской области и вне их.
В налоговой декларации, применяемой с 1 июля 2008 г., составление отдельных листов 02 и приложений к ним предусмотрено для резидентов особых экономических зон только при исчислении налога на прибыль организаций по ставке, отличной от ставки, предусмотренной п. 1 ст. 284 НК РФ (п. 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
29.08.2008