Организация в рекламных целях проводит стимулирующую лотерею. По результатам лотереи выдается приз. Лотерея состоит из трех этапов, которые приходятся на разные отчетные (налоговые) периоды: на первом - определяется выигравший участник, на втором - составляется протокол утверждения участника лотереи, на третьем - выдается приз. В какой момент учитываются расходы на проведение лотереи в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 августа 2008 г. N 03-03-06/1/485
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли и исходя из представленной информации сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Под призовым фондом лотереи понимается совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи.
Подпунктом 2 п. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ предусмотрено, что лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, является стимулирующей лотереей.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ в целях данного Федерального закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, расходы, связанные с проведением стимулирующей лотереи, организованной с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресованной неопределенному кругу лиц, для целей исчисления налога на прибыль рассматриваются как рекламные.
В целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг) включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса с учетом положений п. 4 данной статьи Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса расходы организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
Таким образом, расходы, связанные с проведением стимулирующей лотереи, организованной с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресованной неопределенному кругу лиц, в целях налогообложения прибыли включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, и согласно п. 1 ст. 272 Кодекса признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, то есть на момент составления протокола утверждения участника лотереи.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
29.08.2008