Организация занимается перевозками пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок свыше 8 человек. Обязательно ли наличие в штате организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и водителей соответствующей квалификации, для которых данная работа является основной, или данные работники могут работать на условиях совместительства? Необходимо ли при предоставлении транспорта и персонала в пользование другой организации заключать договоры по отдельности на каждое транспортное средство или возможно их объединение в один договор с указанием "договор аренды транспорта с экипажем"? Какие возможны в данном случае налоговые последствия, а также претензии со стороны транспортной инспекции?

Ответ: Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, определен Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637. Подпункт "г" п. 4 Постановления N 637 одним из требований называет наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Приказом Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11 (далее - Приказ N 13/11) утверждено Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов.

Согласно Приказу N 13/11 в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь, кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.

Приказом N 13/11 также утвержден Перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации. В него входят:

1) руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности;

2) начальники:

- отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта;

- колонн (маршрутов), отрядов;

3) специалисты:

- диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

Согласно п. 1.6 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27 (далее - Положение), ответственность за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения в организации возлагается на ее руководителя либо назначенного на должность, связанную с обеспечением безопасности движения транспортных средств, исполнительного руководителя или специалиста.

Пункт 1.8 Положения устанавливает, что организации, а также водители-предприниматели, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивают выполнение требований и норм, установленных настоящим Положением, на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ.

По данному вопросу имеется судебная практика. Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 05.03.2008 N Ф03-А04/08-2/398 по делу N А04-4738/2007-5/190 отметил, что заключение договора о предоставлении механика по безопасности дорожного движения, имеющего соответствующее образование и аттестацию с разрешением занимать данную должность, является достаточным условием для выполнения лицензионных требований.

Соответственно, можно оформить указанное должностное лицо в штат как основного работника, так и совместителя, а также заключить договор со специализированной организацией о предоставлении такого человека.

Приказ Минтранса России от 22.06.1998 N 75 содержит Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, их нужно учитывать при заключении соответствующего трудового или гражданско-правового договора.

В соответствии с пп. "а" п. 4 Постановления N 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.

Таким образом, лицензионные требования допускают наличие транспорта на ином основании, кроме права собственности (в том числе аренды, субаренды).

Согласно § 3 гл. 34 Гражданского кодекса РФ аренда транспортных средств осуществляется в двух формах - с предоставлением услуг по управлению и техническому обслуживанию (с экипажем) и без таких услуг (без экипажа). Каких-либо требований о составлении отдельного договора на каждое транспортное средство гражданское законодательство не предусматривает.

Что касается претензий налоговых органов к такому виду договоров, отмечаем следующее. Статьей 31 Налогового кодекса РФ определены права налоговых органов. В их число не входит контроль за заключением (исполнением) договоров между хозяйствующими субъектами. В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Однако для применения такого права ФНС необходимо иметь соответствующее основание.

К числу мер контроля со стороны ФНС можно отнести только предусмотренную ст. 40 НК РФ проверку правильности применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами либо при отклонении более чем на 20 процентов от обычного уровня цены при сопоставимых условиях в течение непродолжительного времени, а также контроль за исчислением и уплатой соответствующих налогов и сборов.

Со стороны транспортной инспекции контроль ограничивается соблюдением технического состояния транспортных средств и их соответствия лицензионным требованиям, соблюдением безопасных условий перевозок пассажиров, а также выполнением лицензионных требований к квалификации персонала.

При этом неважно, заключен один договор на несколько транспортных средств или несколько договоров на каждое. Более того, ст. 421 ГК РФ, определяющая свободу договора, позволяет заключать любой договор - как предусмотренный в законодательных актах, так и не предусмотренный.

Н. В.Вахитова

Аудиторская компания "Верген Аудит"

28.08.2008