Организация - собственник грузового самолета для выполнения нерегулярных полетов на внутренних воздушных линиях Российской Федерации имеет сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Минтрансом России, и пользуется услугами российских аэропортов. В июле 2008 г. имела место ситуация, когда после посадки в российском аэропорту воздушному судну пришлось пользоваться местом для стоянки не 2 - 3 часа (как ожидалось), а более 24 часов. Использование места стоянки на протяжении столь длительного времени произошло по вине самого собственника самолета из-за ненадлежащей организации мероприятий по транспортировке бортового груза в пункт назначения. Вправе ли организация в указанной ситуации учесть в целях исчисления налога на прибыль затраты на пользование местом для стоянки, при том что увеличение размера произведенных затрат произошло по ее вине?

Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы.

Приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110 утвержден Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Перечень).

Пунктом 3.3.1 Перечня установлено, что за предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме более 6 часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки, устанавливается сбор за ненормативную стоянку.

Указанный сбор относится к аэропортовым сборам, которые формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и аэропортах Российской Федерации в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации (абз. 2 п. 1.3 Перечня).

При этом НК РФ не содержит норм, ограничивающих величину затрат организации на аэропортовые сборы. Наличие обстоятельств, повлиявших на величину затрат организации на использование воздушным судном места стоянки, также не препятствует отнесению указанных затрат к прочим расходам организации при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Учитывая вышеизложенное, организация вправе учесть указанные аэропортовые сборы в составе прочих расходов независимо от величины и причин возникновения затрат на эти сборы.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

28.08.2008