Об отсутствии оснований для освобождения от налогообложения НДС операций по ответственному хранению материальных ценностей госрезерва и освежению товаров, заложенных в госрезерв
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМА
от 27 августа 2008 г. N 03-07-11/289, от 26 июня 2008 г. N 03-07-11/283
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость при осуществлении мероприятий по ответственному хранению материальных ценностей госрезерва и освежению товаров, заложенных в госрезерв, и сообщает.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения налогом на добавленную стоимость, установлен ст. 149 Кодекса. В данный перечень услуги по ответственному хранению материальных ценностей госрезерва и освежению товаров, заложенных в госрезерв, не включены. Поэтому такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
В то же время при осуществлении операций по освежению товаров, заложенных в госрезерв, необходимо учитывать следующее.
На основании ст. 2 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Федеральный закон) освежение запасов госрезерва - это выпуск материальных ценностей из госрезерва при одновременной поставке и закладке в госрезерв равного количества аналогичных материальных ценностей, а выпуск материальных ценностей из госрезерва - это реализация или безвозмездная передача материальных ценностей госрезерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона запасы госрезерва независимо от места их хранения являются государственной собственностью. При этом согласно п. 1 данной статьи Федерального закона формирование, хранение и обслуживание запасов госрезерва обеспечивается органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями.
Таким образом, организации, оказывающие помимо услуг по ответственному хранению материальных ценностей госрезерва их освежение, по существу, осуществляют посредническую деятельность между Росрезервом (его территориальными органами) и поставщиками материальных ценностей, закладываемых в госрезерв, а также покупателями материальных ценностей, выпускаемых из госрезерва.
В случае если освежение запасов госрезерва производится путем реализации Росрезервом (его территориальными органами) материальных ценностей, выпускаемых из госрезерва, непосредственно самой организации, осуществляющей их ответственное хранение, за которые организация передает Росрезерву (его территориальным органам) другие материальные ценности, приобретенные или произведенные этой организацией, то данные операции, по нашему мнению, являются товарообменными. Поэтому применение вычетов налога на добавленную стоимость по таким операциям должно осуществляться в соответствии с п. 2 ст. 172 Кодекса, согласно которому при использовании налогоплательщиком собственного имущества в расчетах за приобретаемые товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком отдельным платежным поручением в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 168 Кодекса при безденежных формах расчетов.
Учитывая изложенное, для осуществления налогового вычета в указанном случае налогоплательщику необходимо иметь счета-фактуры Росрезерва (его территориального органа), соответствующие первичные документы и платежные поручения на перечисление налога на добавленную стоимость Росрезерву (его территориальному органу) денежными средствами по материальным ценностям, приобретенным налогоплательщиком у Росрезерва.
В случае если при осуществлении организациями операций по освежению запасов госрезерва производятся денежные расчеты с поставщиками и покупателями материальных ценностей, закладываемых и выпускаемых из госрезерва, вышеуказанная норма Кодекса, согласно которой требуется уплата налога на добавленную стоимость отдельным платежным поручением, не применяется, поскольку данный порядок действует при товарообменных операциях и других безденежных формах расчетов.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. А.КОМОВА