Вправе ли заместитель директора по административно-хозяйственной работе подписывать трудовой договор со сторожами, охранниками, бухгалтером и уборщицами?

Ответ: Согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ права и обязанности работодателя - юридического лица в трудовых отношениях осуществляются: органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

При этом в трудовом договоре указываются сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (ст. 57 ТК РФ).

Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что заместитель директора по административно-хозяйственной работе может обладать правом приема на работу вышеуказанных работников при условии наличия соответствующего уполномочия. Данное уполномочие должно содержать ясное указание на наличие права на подписание трудового договора с принимаемым работником (работниками) организации. Полномочие того или иного работника организации во внутриорганизационных отношениях вытекает, прежде всего, из выполняемой им трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы). Содержание трудовой функции определяется трудовым договором с работником (ст. ст. 56, 57 ТК РФ). Таким образом, необходимым условием наличия уполномочия у соответствующего работника является указание на него в трудовом договоре с указанным работником в качестве элемента трудовой функции последнего. Такое указание может иметь вид отсылки к должностной инструкции.

Таким образом, основным документом, выступающим в качестве основания для возникновения у работника полномочий в сфере внутриорганизационных отношений, в том числе полномочий на подписание трудового договора в качестве представителя работодателя, выступает трудовой договор с указанным работодателем. В дополнение к нему основаниями, подтверждающими наличие полномочий на представительство во внутриорганизационных отношениях, могут выступать учредительные документы организации, иные локальные акты организации, в том числе положения, приказы и инструкции (при наличии в них указания на соответствующее полномочие конкретного работника).

Следует отметить, что отношения между работником, поступающим на работу, и представителем работодателя, подписывающим трудовой договор, не являются гражданско-правовыми. В связи с этим полагаем нецелесообразным применение для создания оснований на представительство такого инструмента, как доверенность, которая является подтверждением наличия отношений представительства при реализации прав и обязанностей, регулируемых, прежде всего, гражданским законодательством.

В. В.Чеха

Агентство профессионального образования

и науки администрации

Красноярского края

25.08.2008