Организации, применяющей систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлены неисключительные права на использование интернет-сайта в соответствии с лицензионным договором сроком на два года. Вправе ли она учитывать при исчислении ЕСХН расходы в виде уплачиваемого лицензиару вознаграждения в случае использования интернет-сайта для размещения информации о реализуемой ею продукции?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 1235 Гражданского кодекса РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное (п. 5 ст. 1235 ГК РФ).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ лицензионный договор может предусматривать предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия).

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Подпунктом 20 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ установлено, что при определении объекта налогообложения по ЕСХН налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.

Из норм абз. 2 п. 3 ст. 346.5 НК РФ следует, что расходы, указанные в пп. 20 п. 2 данной статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

К расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети (абз. 1 и 2 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Таким образом, расходы организации (лицензиата), связанные с размещением информации о производимой ею продукции на интернет-сайте, относятся к рекламным расходам, поскольку такая информация соответствует критериям, предусмотренным п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ.

Организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывает указанные расходы в полном объеме, т. е. в размере сумм, фактически уплачиваемых лицензиару в соответствии с лицензионным договором. Это следует из норм пп. 20 п. 2 и абз. 2 п. 3 ст. 346.5, пп. 28 п. 1 и абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Такие расходы признаются после их фактической оплаты при условии признания их обоснованными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Это подтверждается абз. 1 п. 3 и пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ.

Е. Н.Юрова

Консалтинговая группа "ИнтерСофт"

25.08.2008