Российская авиационная компания в 2008 г. осуществляет перевозку грузов на воздушных судах из Республики Беларусь в Республику Казахстан через таможенную территорию РФ. Признаются ли такие операции объектом налогообложения по НДС, в случае если указанные грузы помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Федеральным законом от 01.04.2008 N 34-ФЗ "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг", вступившим в силу с 23 апреля 2008 г., был ратифицирован Протокол между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, подписанный в г. Минске 23 марта 2007 г. Данный Протокол вступил в силу с 1 мая 2008 г. (ст. 7 данного Протокола и Письмо МИД России от 04.05.2008 N 3690/2дснг).
Согласно ст. 2 данного Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве стороны, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства стороны, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено данным Протоколом.
Пунктом 5 ст. 3 данного Протокола установлено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства стороны, если работы выполняются, услуги оказываются на территории государства этой стороны, если иное не предусмотрено п. п. 1 - 4 данной статьи, в частности, при оказании услуг по перевозке товаров, принадлежащих пассажирам, а также других товаров (включая товары, помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита (таможенный режим транзита)) посредством транспортных средств, трубопроводов и линий электропередачи.
В силу п. 1 ст. 157 Налогового кодекса РФ при осуществлении перевозок (за исключением пригородных перевозок в соответствии с абз. 3 пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ) пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база по НДС определяется как стоимость перевозки (без включения в нее НДС). При осуществлении воздушных перевозок пределы территории РФ определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.
Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик (российская авиационная компания) обязуется доставить вверенный ему отправителем (белорусской организацией) груз в пункт назначения - Республику Казахстан и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
С вступлением в силу вышеупомянутого Протокола место реализации услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, по сделкам, совершаемым с белорусским контрагентом, определяется по месту регистрации налогоплательщика, выполняющего эти услуги. Это зафиксировано в п. 5 ст. 3 названного Протокола.
Учитывая, что услуги по перевозке оказываются российской организацией, осуществляющей деятельность на территории РФ, местом их реализации признается территория РФ. Это означает, что операции по реализации этих услуг являются объектом налогообложения по НДС. Такие операции подлежат обложению НДС по налоговой ставке 0% исходя из стоимости оказанных услуг по перевозке, уплачиваемой белорусской организацией в соответствии с договором (без включения в нее НДС). Это следует из норм ст. 2 названного Протокола, п. 1 ст. 157 и пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Для подтверждения обоснованности применения "нулевой" ставки российской авиационной компании следует представить копию договора (контракта), заключенного с белорусским контрагентом, и копии документов, подтверждающих факт оказания услуг (счет-фактуру и акт приема-сдачи оказанных услуг) (п. 1 ст. 6 Протокола).
До вступления Протокола в силу при определении места реализации таких услуг следовало руководствоваться нормами национальных законодательств государств сторон, а именно правилом, установленным пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ. Это следует из ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004. Поскольку местом реализации вышеуказанных услуг в соответствии с пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория РФ, с вступлением названного Протокола в силу порядок обложения НДС таких операций остался без изменений.
Е. Н.Юрова
Консалтинговая группа "ИнтерСофт"
25.08.2008