При определении рыночной цены налоговый орган использовал аналитическую информацию открытого печатного издания о динамике цен на товары, в связи с чем пришел к выводу, что цена сделки организации отклоняется от рыночной цены более чем на 20 процентов, и доначислил организации налог на прибыль. Правомерны ли действия и решение налогового органа?

Ответ: Статьей 40 Налогового кодекса РФ установлены принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Пунктом 1 данной статьи указано, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено названной статьей. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

При этом налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 НК РФ, в том числе при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В соответствии с п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При этом при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК РФ).

Минфин России в Письме от 29.03.2007 N 03-02-07/1-144 указал, что НК РФ не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах. Минфин России полагает, что при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования.

Таким образом, информация открытого печатного издания не является официальной и не может быть применена для определения рыночной цены товара.

В Постановлении от 17.07.2007 N Ф04-4808/2007(36285-А46-19) ФАС Западно-Сибирского округа, поддерживая позицию налогоплательщика, исходил из того, что информация, содержащая не рыночные цены, а цены предложения без учета взаимодействия данного предложения со спросом на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, не является официальной. Аналогичные выводы подтверждает Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4809/2007(36308-А46-19).

Таким образом, действия налогового органа неправомерны, поскольку открытое печатное издание, содержащее аналитическую информацию о динамике цен на товары, не является официальным источником информации о рыночных ценах.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

20.08.2008