О порядке налогообложения доходов российской организации, не имеющей постоянного представительства в Республике Казахстан, от сдачи в аренду казахстанской организации грузовых вагонов в целях исчисления налога на прибыль и применения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 августа 2008 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с запросом о налогообложении доходов российской организации от сдачи в аренду казахстанской организации грузовых вагонов сообщает следующее.
Как следует из запроса, российская организация не намерена вести активной предпринимательской деятельности на территории Республики Казахстан, приводящей по смыслу положений ст. 5 "Постоянное учреждение (представительство)" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция) к образованию постоянного представительства на территории Казахстана. Поэтому к доходу в виде арендной платы, получаемой от казахстанского контрагента, ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Конвенции не применяется.
Указанный доход, по нашему мнению, подлежит налогообложению в соответствии с положениями ст. 12 "Роялти" Конвенции. Данной статьей установлено, что платежи за пользование или предоставление права пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием могут облагаться как в государстве резидентства получателя таких платежей (т. е. в России), так и в государстве источника их выплаты. При этом налог, взимаемый с таких платежей в государстве источника выплаты (т. е. в Казахстане), не может превышать 10 процентов от общей суммы роялти.
Согласно ст. 23 "Устранение двойного налогообложения" Конвенции двойное налогообложение в России устраняется следующим образом: если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с положениями Конвенции могут облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.
В соответствии со ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации указанный зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.
По нашему мнению, таким документом, в частности, может являться письмо от организации - налогового агента, подписанное уполномоченным должностным лицом и заверенное печатью с приложением платежного поручения налогового агента банку о перечислении соответствующей суммы в качестве налога, удержанного у источника выплаты (с отметкой об исполнении).
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. А.КОМОВА
20.08.2008