1. К какой категории ценных бумаг в соответствии с национальным законодательством РФ относятся ценные бумаги иностранных эмитентов, обращающиеся на иностранных биржах? 2. Каков порядок определения рыночной цены данных бумаг? 3. Может ли при реализации или ином выбытии ценных бумаг иностранного эмитента применяться интервал цен, сформировавшийся на иностранной бирже? 4. Что является аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумагой в данном случае? 5. Как рассчитывается финансовый результат по операциям конвертации иностранных депозитарных расписок в акции российского эмитента? 6. Вправе ли организация уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на убыток от операций с ценными бумагами иностранного эмитента?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 августа 2008 г. N 03-03-06/2/104

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения операций с ценными бумагами и сообщает следующее.

По первому вопросу.

Статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.

В соответствии с п. 3 ст. 280 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;

2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

3) если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством.

В целях п. 3 ст. 280 НК РФ под национальным законодательством понимается законодательство того государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги, в том числе и вне организованного рынка ценных бумаг).

Таким образом, ценные бумаги иностранных эмитентов, обращающиеся на территории Российской Федерации и соответствующие критериям, установленным п. 3 ст. 280 НК РФ, признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

По второму и третьему вопросам.

В случае осуществления операций с такими ценными бумагами организации необходимо руководствоваться положениями п. п. 5 и 6 ст. 280 НК РФ в зависимости от того, какими признаются ценные бумаги - обращающимися или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Согласно положению п. 5 ст. 280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.

Следует учитывать, что к фактической цене реализации или иного выбытия ценных бумаг иностранного эмитента не может применяться интервал цен, сформировавшийся на организованном рынке в иностранном государстве.

По четвертому вопросу.

Под идентичными ценными бумагами в целях гл. 25 НК РФ следует понимать ценные бумаги, имеющие одинаковые основные характерные для них признаки, а именно: вид бумаги, валюта платежа, номинал, вид заявленного дохода, срок и условия обращения.

Под однородными ценными бумагами в целях гл. 25 НК РФ исходя из совокупности параметров, присущих однородным товарам, следует признавать ценные бумаги, удостоверяющие одинаковые имущественные права.

При этом группировка ценных бумаг по данному признаку может производиться по двум категориям:

долговые ценные бумаги;

долевые ценные бумаги.

Под аналогичными ценными бумагами в целях гл. 25 НК РФ следует понимать ценные бумаги, сопоставимые по определенным признакам.

Такими признаками, в частности, могут являться:

вид ценной бумаги;

условия обращения;

вид дохода.

По пятому вопросу.

В случае получения организацией ценных бумаг российского эмитента и погашения иностранной депозитарной расписки стоимость таких ценных бумаг будет признаваться равной цене приобретения данной иностранной депозитарной расписки. При этом, по нашему мнению, у организации не возникает налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с ценными бумагами на дату получения организацией ценных бумаг российского эмитента и погашения иностранной депозитарной расписки.

По шестому вопросу.

Пунктом 10 ст. 280 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее), в порядке и на условиях, которые установлены ст. 283 НК РФ.

Каких-либо ограничений в отношении уменьшения налоговой базы по операциям с ценными бумагами на убыток от операций с ценными бумагами иностранного эмитента положениями п. 10 ст. 280 НК РФ не установлено.

Таким образом, организация, по нашему мнению, может уменьшить налоговую базу по операциям с ценными бумагами на убыток от операций с ценными бумагами иностранного эмитента.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

13.08.2008