Организация, применяющая УСН, приняла участие в конкурсе на поставку товаров для государственных нужд. При этом конкурсной документацией предусмотрено, что цена контракта определена с учетом всех налогов, в том числе НДС. При рассмотрении заявок на участие в конкурсе (вскрытии конвертов) государственный заказчик принял решение о недопуске к конкурсу организации, сославшись на положения пп. 1 п. 1 ст. 11, пп. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", указав, что раз начальная цена контракта определена с учетом НДС, то участниками конкурса могут быть только плательщики этого налога. Правомерно ли такое решение государственного заказчика?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Согласно пп. 5 п. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация должна содержать порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Статьей 11 Закона N 94-ФЗ установлены требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, в том числе пп. 1 п. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ установлено, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Статьей 12 Закона N 94-ФЗ установлены условия допуска к участию в торгах.

Перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, установленных ст. 11 Закона N 94-ФЗ, и перечень условий недопуска участника размещения заказа к участию в конкурсе, установленных ст. 12 Закона N 94-ФЗ, носят закрытый характер.

Нормами данных статей не предусмотрены ограничения по участию в конкурсе для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Кроме этого, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, по нашему мнению, государственный заказчик при рассмотрении заявок на участие в конкурсе (вскрытии конвертов) не вправе принять решение о недопуске к конкурсу организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, сославшись на положения пп. 1 п. 1 ст. 11, пп. 2 п. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ, указав, что раз начальная цена контракта определена с учетом НДС, то участниками конкурса могут быть только плательщики этого налога.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

12.08.2008