В Москве зарегистрирована организация в форме ЗАО со стопроцентным иностранным капиталом (стопроцентный владелец - зарубежное юридическое лицо). Какие формы отчетности необходимо представлять организации по налоговому (налог на прибыль) и бухгалтерскому учету, каким образом происходит регистрация акций ЗАО и как это отражается в бухгалтерском и налоговом учете? Какие формы статистической отчетности должна представлять организация? Обязана ли организация применять ПБУ 18/02? Уставный капитал - 220 000 руб. Численность - 2 человека. Выплата ежемесячной зарплаты - 31 000 руб. (за минусом всех налогов). Деятельность не ведется
Ответ: Отчетность организации с иностранным капиталом. Сразу отметим, что бухгалтерское и налоговое законодательство РФ не устанавливает каких-либо особенностей представления отчетности для организаций с иностранным капиталом. Поэтому указанное ЗАО (российская организация) обязано представлять отчетность в общеустановленном порядке.
Напомним, что согласно пп. 4 - 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета. Организации со стопроцентным иностранным капиталом не освобождены от ведения бухгалтерского учета, поэтому они в полном объеме представляют бухгалтерскую отчетность.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
а) бухгалтерского баланса (форма N 1);
б) отчета о прибылях и убытках (форма N 2);
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами (форма N 3 "Отчет об изменениях капитала", форма N 4 "Отчет о движении денежных средств", форма N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу");
г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
д) пояснительной записки.
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ.
Российская организация в общем случае представляет в налоговые органы следующую налоговую отчетность:
- налоговую декларацию по налогу на прибыль (ст. 289 НК РФ);
- налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
- налоговые расчеты по авансовым платежам, а также налоговые декларации по налогу на имущество (ст. 386 НК РФ);
- расчет авансовых платежей по ЕСН, налоговые декларации по ЕСН (ст. 243 НК РФ);
- сведения о доходах физических лиц - работников (по форме 2-НДФЛ), в отношении которых российская организация является налоговым агентом (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Кроме того, организация может являться налогоплательщиком иных налогов, в связи с чем возникает необходимость представления соответствующей налоговой отчетности, например:
- если на организацию зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по транспортному налогу, представляется налоговая декларация (а при наличии авансовых платежей - еще и соответствующий расчет авансовых платежей) по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ);
- если организация обладает земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, представляется налоговая декларация по земельному налогу (ст. 398 НК РФ);
- если отдельные виды деятельности организации переведены на уплату ЕНВД, организация представляет соответствующую налоговую декларацию по ЕНВД (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).
На основании п. п. 2, 6 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" страхователи-организации также обязаны представлять в налоговые органы расчет авансовых платежей и налоговую декларацию по пенсионным взносам.
Кроме того, в отделения ФСС РФ налогоплательщик обязан представлять соответствующую расчетную ведомость по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС) (п. 5 ст. 243 НК РФ).
Что касается отчетности, представляемой в органы статистики, то в соответствии п. 1 ст. 15 Федерального закона N 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации годовую бухгалтерскую отчетность.
Что касается собственно статистической отчетности, то порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, регламентируется Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 15.07.2002 N 154. Данное Положение распространяется, в частности, на организации (п. 9 Положения), причем независимо от того, что 100% капитала вносятся иностранным лицом. Таким образом, ЗАО представляет статистическую отчетность в общеустановленном порядке.
Напомним, что формы статистической отчетности разрабатывает Росстат с учетом отраслевой принадлежности, видов деятельности организации, форм собственности и т. д. Кроме того, существуют формы статистической отчетности, которые сдаются не всеми организациями, а только выборочно - по требованию отделений статистики. Таким образом, определить, какую именно статистическую отчетность необходимо будет сдавать указанному ЗАО, необходимо с учетом специфики деятельности организации и с учетом требований местных органов статистики. Данную информацию рекомендуем уточнить в органах статистики по месту нахождения организации.
Применение ПБУ 18/02. В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002, данное ПБУ может не применяться субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями.
Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Одним из условий признания юридического лица субъектом малого предпринимательства является ограничение доли участия иностранных юридических лиц: она не должна превышать 25% уставного капитала. В связи с этим указанное в вопросе ЗАО не может быть признано субъектом малого предпринимательства. Учитывая, что ЗАО также не является некоммерческой организацией, оно обязано применять ПБУ 18/02.
Регистрация акций и отражение данной операции в бухгалтерском и налоговом учете. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично. При этом согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона N 208-ФЗ такое решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.
Согласно общему правилу эмитент (ЗАО) имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг (акций) только после государственной регистрации их выпуска (ст. 24 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Однако в отношении размещения акций при учреждении общества действуют иные правила, в соответствии с которыми в таком случае размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг (п. 1 ст. 19 Федерального закона N 39-ФЗ).
Правила эмиссии ценных бумаг в настоящее время установлены Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты). В соответствии с п. 3.1.1 Стандартов в случае учреждения общества одним лицом размещение акций осуществляется путем их приобретения единственным учредителем. Указанное приобретение акций единственным учредителем осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска. Согласно п. 3.1.2 Стандартов размещение акций при учреждении общества осуществляется на основании решения об учреждении этого общества. При учреждении акционерного общества государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляются одновременно.
Величина уставного капитала ЗАО отражается в его учете на счете 80 "Уставный капитал". Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, уставный капитал общества отражается записями по кредиту счета 80 в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями" после государственной регистрации организации (напомним, что согласно п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ).
Имущество, вносимое в оплату соответствующих акций, отражается по дебету счета по учету соответствующего имущества (при оплате акций денежными средствами - по дебету счета 51) в корреспонденции с кредитом счета 75.
Приведем примерную схему бухгалтерских проводок:
Дебет 75 Кредит 80 - 220 000 руб. - отражен уставный капитал общества;
Дебет 51 Кредит 75 - 220 000 руб. - оплата размещенных акций произведена денежными средствами.
Что касается отражения акций в налоговом учете, то на основании пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации. Таким образом, операция размещения акций среди учредителей общества не отражается в налоговом учете общества.
Итак, подводя итог вышесказанному, отметим следующее:
- для российских организаций со стопроцентным иностранным капиталом не установлено особенностей в части представления бухгалтерской и налоговой отчетности - такая отчетность представляется в общеустановленном порядке;
- для определения конкретных форм статистической отчетности, которые необходимо представлять организации, рекомендуем обращаться в соответствующее территориальное отделение органа статистики, так как состав этих форм может регулироваться отделениями органов статистики;
- ввиду того что рассматриваемое ЗАО не является субъектом малого предпринимательства или некоммерческой организации, оно обязано применять ПБУ 18/02;
- регистрация акций ЗАО осуществляется в порядке, установленном Стандартами;
- в бухгалтерском учете размещенные акции отражаются на счете 80 в корреспонденции со счетом 75, в налоговом же учете данная операция никак не отражается.
Н. В.Вахитова
Аудиторская компания "Верген Аудит"
08.08.2008