С 01.01.2007 в целях применения пониженных ставок по ЕСН сельскохозяйственные организации пользовались определением сельскохозяйственного товаропроизводителя, данным в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", проверка соответствия которому проводилась каждый месяц. При этом не учтены такие особенности производства сельхозпродукции, как поступление выручки от реализации продукции лишь со второй половины года. Таким образом, в течение года организация вынуждена производить переплату ЕСН, а в конце года возникает право на зачет налога. Какой действует принцип при отнесении плательщика ЕСН к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя в 2008 г.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 августа 2008 г. N 03-04-06-02/86

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления единого социального налога сельскохозяйственными товаропроизводителями и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Статьей 241 Кодекса для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрены пониженные ставки единого социального налога.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым для применения пониженных ставок единого социального налога налогоплательщики - сельскохозяйственные товаропроизводители должны отвечать критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 346.2 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

Таким образом, если организация не соответствует вышеупомянутым критериям, то она не может применять пониженные ставки единого социального налога.

Если на момент уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу организация соответствует вышеуказанным критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, то она имеет право на применение пониженных ставок единого социального налога, установленных абз. 2 п. 1 ст. 241 Кодекса, и, учитывая положения п. 3 ст. 243 Кодекса об исчислении единого социального налога нарастающим итогом с начала года за вычетом ранее уплаченных авансовых платежей, специального перерасчета сумм единого социального налога производить не следует и представлять уточненные расчеты нет необходимости.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

04.08.2008