Налоговым органом в ходе камеральной проверки налоговой декларации по налогу на прибыль в целях устранения противоречий между данными налогоплательщика и налогового органа по сумме расходов в адрес организации направлено требование о представлении пояснений по факту существенного отклонения процентов, взимаемых по долговым обязательствам, от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале, а также о подтверждении сопоставимости условий, на которых выданы долговые обязательства. Обязан ли налогоплательщик, исполняя требование налогового органа, определять сопоставимость условий и представлять подтверждающие документы в случае, если проценты по каждому из выданных долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия обязательства, на момент привлечения денежных средств в целях налогообложения прибыли не превышали ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,1 раза?
Ответ: Пунктом 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В соответствии с п. 4 ст. 88 НК РФ налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.
При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в целях п. 1 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, понимается ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств.
Следовательно, если налогоплательщик в учетной политике отразил метод определения расходов по долговым обязательствам путем увеличения в 1,1 раза ставки рефинансирования Центрального банка РФ на момент привлечения денежных средств, у него отсутствует обязанность в целях налогообложения прибыли определять уровень сопоставимости, а также пояснять налоговому органу факт существенного отклонения размера начисленных процентов по долговым обязательствам.
В рассматриваемом случае в качестве пояснения налогоплательщик может представить в налоговый орган выписку из учетной политики, указав в сопроводительном письме, что его расходы по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли не превысили предельную величину процентов, предусмотренную абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ.
П. С.Долгополов
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
04.08.2008