Организации принадлежат 4 заправочные станции (АЗС), территориально отделенные от нее. На каждой из АЗС организацией оборудованы рабочие места. Доставка бензина производится поставщиком бензовозами непосредственно на АЗС. Как в таком случае должны заполняться реквизиты грузополучателя в счетах-фактурах, выставляемых поставщиками топлива, для целей принятия организацией НДС к вычету?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Поскольку АЗС территориально отделены от места нахождения самой организации и в каждой из АЗС налогоплательщиком созданы рабочие места, такие АЗС на основании положений п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ следует рассматривать в качестве обособленных подразделений организации.

В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ для принятия предъявленных продавцом покупателю сумм НДС к вычету необходимо, чтобы счета-фактуры были составлены и выставлены с соблюдением требований, установленных п. п. 5 - 6 ст. 169 НК РФ.

Одним из таких требований является указание в счете-фактуре наименования и адреса грузополучателя (пп. 3 п. 5 ст. 169 НК РФ).

Поскольку гл. 21 НК РФ не содержит определение понятия "грузополучатель", то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ это понятие используется в целях налогообложения в том значении, в котором оно дается в иных отраслях законодательства.

На основании п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" грузополучатель - это физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза. Аналогичное, по сути, определение дано и в абз. 5 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

Из анализа положений п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ следует, что участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 124 ГК РФ).

При этом гражданское законодательство не наделяет статусом юридических лиц их обособленные подразделения, в частности филиалы и представительства (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Как установлено Приложением N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, в строке 4 счета-фактуры указываются полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес.

Поскольку обособленные подразделения в силу изложенного выше не наделены статусом юридических лиц, то, по нашему мнению, основания для указания в счете-фактуре реквизитов АЗС (в частности, адреса обособленного подразделения) отсутствуют.

Считаем, что в таком случае в счете-фактуре указываются наименование организации согласно учредительным документам и ее почтовый адрес.

Вместе с тем обращаем внимание пользователя на то, что, по мнению налоговых органов, заполнение реквизитов грузополучателя в такой ситуации зависит от условий договора поставки. Как следует из Писем УФНС России по г. Москве от 20.03.2008 N 19-11/026593 и от 23.01.2008 N 19-11/005123, если условиями договора установлено, что товар должен быть доставлен по адресу обособленного подразделения, то и в строке 4 счета-фактуры должен отражаться адрес обособленного подразделения.

Отметим, что судебная практика по порядку заполнения реквизитов грузополучателя в счете-фактуре также не является единообразной.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 03.09.2007 N Ф08-5433/2007-2064А и Определении ВАС РФ от 29.10.2007 N 13792/07 по тому же делу сделан вывод, что НК РФ не предусматривает указания в счете-фактуре места выгрузки груза.

В то же время в Постановлении ФАС Московского округа от 28.02.2006 N КА-А40/970-06 подтверждена обоснованность указания в счете-фактуре адреса реально существующего обособленного подразделения. По мнению ФАС Уральского округа (Постановление от 02.05.2007 N Ф09-3164/07-С2), в ст. 169 НК РФ не содержится условие указать адрес юридического лица в случае получения товара его филиалом.

При этом ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 03.10.2006 N А19-5856/06-50-Ф02-5102/06-С1 признал обоснованным принятие покупателем товара к вычету сумм НДС на основании счета-фактуры, в строке 4 которого указан как адрес головной организации, так и адрес обособленного подразделения.

Как видим, рассматриваемый вопрос может быть спорным.

Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции контролирующего органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

В. В.Антипов

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

31.07.2008