Налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки выявлено несоответствие сведений об игровых автоматах, установленных в игровом зале налогоплательщика на момент проведения проверки, сведениям, указанным в заявлении и свидетельстве налогоплательщика о регистрации объектов игорного бизнеса - игровых автоматов, вызванное ошибочным указанием в заявлении, поданном в налоговый орган в порядке ст. 366 гл. 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ, вместо завода - изготовителя данных автоматов их типа или модели. Налоговый орган посчитал, что игровые автоматы, расположенные в зале игровых автоматов во время проверки и указанные в заявлениях о регистрации, не являются одними и теми же. Налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.2 НК РФ. Правомерно ли такое решение налогового органа?

Ответ: Пункт 1 ст. 129.2 Налогового кодекса РФ предусматривает налоговую ответственность за нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 366 НК РФ объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес является игровой автомат.

На основании ст. 364 НК РФ игровым автоматом признается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.

Пунктом 2 ст. 366 НК РФ установлено, что в целях гл. 29 НК РФ каждый объект налогообложения, указанный в п. 1 ст. 366 НК РФ, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Минфином России.

Пунктом 4 ст. 366 НК РФ установлено, что объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

В соответствии с п. 6 ст. 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Приказом Минфина России от 24.01.2005 N 8н утверждена форма заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. Приказом Минфина России от 24.01.2005 N 7н утверждены форма свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес и Приложение к свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.

В указанных заявлении и свидетельстве должен быть указан в том числе завод - изготовитель игрового автомата. Соблюдение этих правил обеспечивает осуществление налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и порядком исчисления налога.

В соответствии с Приказом Госстандарта России от 24.01.2000 N 22, зарегистрированным в Минюсте России 04.02.2000 N 2075, игровой автомат должен быть снабжен идентификационной таблицей со следующими данными: производитель, дата изготовления, тип, серийный номер, номинальное рабочее напряжение, предельные параметры электропитания.

Минфин России в Письме от 06.04.2006 N 03-06-05-03/11 по вопросу ограничения (нарушения) конституционных прав налогоплательщиков обязанностью предоставления индивидуального заводского номера игрового автомата обратил внимание на Решение ВАС РФ от 25.08.2004 N 7773/04.

В указанном Решении ВАС РФ закрепил правовую позицию, согласно которой данные о номере игрового автомата и заводе-изготовителе служат целям налогового контроля и являются доступными для налогоплательщика сведениями, позволяющими налоговому органу идентифицировать каждый объект налогообложения. Требования об указании налогоплательщиком в заявлении о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес заводского номера игрового автомата и завода-изготовителя в каждом случае установки игрового автомата соответствует смыслу гл. 29 НК РФ, поскольку преследует цель осуществления налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и порядком исчисления налога.

ФАС Московского округа в Постановлении от 22.11.2007 N КА-А40/11770-07 пришел к аналогичному выводу.

Следовательно, в случае если налогоплательщиком допущено несоответствие сведений об игровых автоматах, установленных в игровом зале на момент проведения контрольных мероприятий, сведениям, указанным в заявлении и свидетельстве о регистрации объектов игорного бизнеса, им не соблюдены требования, установленные НК РФ к порядку регистрации в налоговых органах игровых автоматов.

Правомерность данных выводов подтверждается и Постановлением ФАС Московского округа от 10.12.2007 N КА-А40/10593-07-2, в котором суд разъяснил, что не является обоснованным утверждение налогоплательщика о том, что указание в заявлении сведений о регистрации модели автомата заменяет указание завода-изготовителя.

В данном Постановлении суд, исходя из протоколов осмотра помещений, описи объектов налогообложения, объяснений работников налогоплательщика, технических паспортов игровых автоматов, сертификатов качества предприятия-изготовителя, фотографии таблички завода-изготовителя, сертификатов соответствия, установил, что налогоплательщиком не доказан факт того, что игровые автоматы, расположенные в зале игровых автоматов во время проверки и указанные в заявлениях о регистрации, одни и те же.

В то же время в судебной практике встречаются решения и с другими выводами.

ФАС Московского округа в Постановлении от 02.11.2007 N КА-А40/11385-07 пришел к выводу, что допущенная налогоплательщиком в заявлении о регистрации игрового автомата неточность, выразившаяся в том, что вместо завода-изготовителя указан тип игрового автомата, не привела к непостановке на учет (или снятию с учета) объекта налогообложения, а следовательно, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности неправомерно.

В Постановлении от 16.08.2007, 23.08.2007 N КА-А40/6894-07-2 ФАС Московского округа также пришел к выводу о том, что ошибочное указание в заявлении вместо завода-изготовителя типа игрового автомата не влечет ответственность за отсутствие регистрации игровых автоматов.

Таким образом, представляется, что, поскольку в указанной ситуации налогоплательщиком допущено несоответствие сведений об игровых автоматах, установленных в игровом зале налогоплательщика на момент проведения проверки, сведениям, указанным в заявлении и свидетельстве налогоплательщика о регистрации объектов игорного бизнеса - игровых автоматов, вызванное ошибочным указанием в заявлении, поданном в налоговый орган в порядке ст. 366 НК РФ, вместо завода - изготовителя данных автоматов их типа или модели, решение налогового органа правомерно. То, что игровые автоматы, расположенные в зале игровых автоматов во время проверки и указанные в заявлении налогового органа о регистрации объектов игорного бизнеса, являются одними и теми же, а также то, что допущенная в заявлении неточность не привела к непостановке на учет (или снятию с учета) установленного в зале объекта налогообложения, т. е. отсутствие состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.2 НК РФ, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

30.07.2008