Акционерное общество представило в регистрирующий орган список аффилированных лиц с пропуском 45-дневного срока с даты окончания отчетного квартала. По факту данного нарушения общество привлечено РО ФСФР России к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством. Акционерное общество обратилось в суд с иском к РО ФСФР России о признании постановления о привлечении к административной ответственности незаконным. По мнению АО (эмитента), к административной ответственности следовало привлечь не акционерное общество, а начальника отдела по раскрытию информации об обществе, ответственного в том числе за раскрытие информации об аффилированных лицах эмитента. Правомерно ли привлечение к административной ответственности за нарушение порядка раскрытия информации об аффилированных лицах акционерного общества не АО (эмитента), а его работника, ответственного за раскрытие информации о деятельности общества?

Ответ: Частью 2 ст. 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством. К ответственности за совершение указанного правонарушения могут быть привлечены юридическое и должностное лицо.

Законодательством обязанность по раскрытию информации об аффилированных лицах возложена на акционерное общество. Так, в соответствии с п. 4 ст. 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Обязанность акционерных обществ раскрывать информацию в форме списка аффилированных лиц предусмотрена в п. 8.5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.

Таким образом, ответственность за нарушение порядка раскрытия информации об аффилированных лицах акционерного общества должен нести эмитент, обязанный раскрывать такую информацию и названный в качестве субъекта правонарушения в ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ. Данный вывод находит отражение в материалах судебной практики (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2007 по делу N А21-1974/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.05.2006 N Ф04-2737/2006(22526-А03-7)).

Однако привлечение к ответственности за совершение рассматриваемого правонарушения акционерного общества не исключает привлечения к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ работника эмитента, ответственного за раскрытие информации о деятельности общества. Этот вывод согласуется с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дано следующее разъяснение по вопросу применения ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ. В случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

При этом следует иметь в виду, что работник акционерного общества, ответственный за раскрытие информации о его деятельности, может нести ответственность по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ как должностное лицо лишь в случае, если административное правонарушение, предусмотренное указанной нормой, совершено им в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Разъяснения по вопросу о том, какие функции могут быть отнесены к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным, даны в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

Таким образом, кроме акционерного общества к ответственности за нарушение порядка раскрытия информации об аффилированных лицах по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ может быть привлечен работник эмитента, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в обществе, по вине которого допущено нарушение порядка раскрытия такой информации.

С. В.Соболева

ООО "Аналитический Центр"

30.07.2008