В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" бюджетное учреждение просит разъяснить, необходимо ли будет после 01.01.2014 соблюдать требования данного Закона при заключении им как арендатором договоров аренды транспортных средств без экипажа, если такие договоры будут оплачиваться за счет субсидий, предоставленных из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ?

Ответ: Учитывая позицию ФАС России, до 01.01.2014 заключение бюджетным учреждением как арендатором договоров аренды транспортных средств без экипажа, если такие договоры оплачиваются за счет субсидий, предоставленных из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, подпадало под действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", регулирующего размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. С 01.01.2014 бюджетному учреждению необходимо соблюдать требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении им как арендатором договоров аренды транспортных средств без экипажа, если такие договоры будут оплачиваться за счет субсидий, предоставленных из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Обоснование: В соответствии со ст. 642 Гражданского кодекса РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.

Статьей 4 Закона N 94-ФЗ установлено, что иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. В Письме Минэкономразвития России от 02.10.2007 N 14902-АП/Д04 разъяснено, что договор аренды не может быть отнесен к договору возмездного оказания услуг, а арендные отношения - к обязательствам, опосредующим возмездное оказание услуг. Отношения, связанные с арендой недвижимого имущества, не являются предметом регулирования Закона N 94-ФЗ; государственные и муниципальные заказчики не обязаны применять предусмотренные Законом N 94-ФЗ процедуры размещения заказов при заключении договоров на аренду недвижимого имущества.

Минэкономразвития России в Письме от 25.11.2011 N Д28-615 отметило, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Закон N 94-ФЗ не регулирует отношений, связанных с арендой имущества, в том числе с арендой транспортных средств. Аналогичная позиция указана в Письме Минэкономразвития России от 17.11.2011 N Д28-581. Вместе с тем согласно Решению ВАС РФ от 25.04.2011 N ВАС-2237/11 заключение договоров по предоставлению в аренду движимого имущества государственным (муниципальным) заказчикам должно осуществляться в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ.

На основании изложенного ФАС России в Письме от 15.05.2013 N АЦ/18738/13 сообщила, что бюджетные учреждения, учитывая положения Закона N 94-ФЗ и Решение ВАС РФ N ВАС-2237/11, при заключении договоров по предоставлению им в аренду движимого имущества также должны руководствоваться законодательством РФ о размещении заказов.

Таким образом, учитывая позицию ФАС России, в настоящее время бюджетное учреждение обязано соблюдать требования Закона N 94-ФЗ при заключении им как арендатором договоров аренды транспортных средств без экипажа, даже если такие договоры оплачиваются за счет субсидий, предоставленных из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

С 01.01.2014 Закон N 94-ФЗ утрачивает силу в связи с принятием Закона N 44-ФЗ.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ определено, что Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Частью 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, с 01.01.2014 заключение бюджетным учреждением как арендатором договоров аренды транспортных средств без экипажа, если такие договоры оплачиваются за счет субсидий, предоставленных из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, прямо подпадает под действие Закона N 44-ФЗ.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

15.11.2013