Организации (ООО) предоставлен бюджетный кредит. Правомерна ли перемена лиц - организации на другую организацию посредством перевода долга по обязательствам организации по возврату такого кредита и уплате процентов по нему?

Ответ: Нет, возможность перемены лиц в обязательстве, вытекающем из договора о предоставлении бюджетного кредита, отсутствует. В то же время обязательства организации по возврату бюджетного кредита, уплате процентов по нему могут быть исполнены поручителем или гарантом организации.

Обоснование: В силу положений ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит представляет собой денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Согласно п. 1 ст. 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором (п. 2 ст. 93.2 БК РФ).

На основании п. 3 ст. 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Так, на основании положений ст. 361 Гражданского кодекса РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.

В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).

Параграфом 2 гл. 24 ГК РФ урегулированы отношения по переводу долга как разновидности перемены лиц в обязательстве. В силу п. 1 ст. 391 ГК РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора.

Кроме того, необходимо учитывать, что одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 БК РФ), который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

Таким образом, из анализа норм БК РФ следует: приоритет положений БК РФ, регулирующих отношения по предоставлению бюджетного кредита, перед нормами гражданского законодательства; распространение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, в том числе и к рассматриваемым отношениям по предоставлению бюджетного кредита; придание юридического значения особому субъектному характеру в отношениях по предоставлению бюджетного кредита.

Вышеизложенные выводы позволяют говорить об отсутствии возможности применения норм о перемене лиц в обязательстве (в том числе переводе долга) в отношениях по предоставлению бюджетного кредита.

При этом согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.

Учитывая применение к отношениям по предоставлению бюджетного кредита юридическому лицу таких способов обеспечения исполнения обязательств юридического лица по возврату бюджетного кредита, как поручительство и банковская гарантия (в том числе), указанные обязательства могут быть исполнены соответственно поручителем или гарантом.

Позиция финансового ведомства подтверждает изложенные выводы (Письмо Минфина России от 11.09.2013 N 02-13-10/37352): учитывая принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный ст. 38 БК РФ, а также принимая во внимание публично-правовой характер регулирования предоставления бюджетных кредитов, возможность перемены лиц в обязательстве, вытекающем из договора о предоставлении кредита, отсутствует. В то же время обязательства юридического лица по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), могут быть исполнены поручителем или гарантом, указанным в договоре (соглашении).

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

15.11.2013