Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление функций по размещению государственного заказа субъекта РФ для нужд субъекта РФ, объявил о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта субъекта РФ на поставку для нужд субъекта РФ 25 автобусов пассажирских двуосных с низким уровнем пола. Организация в установленный срок подала заявку на участие в конкурсе. При этом было подано еще четыре заявки от других юридических лиц. Государственная комиссия по размещению государственного заказа субъекта РФ рассмотрела заявки на участие в конкурсе и приняла решение, оформленное протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе к протоколу заседания: отказать в допуске к участию в конкурсе организации на основании положений конкурсной документации, поскольку поданные на участие в конкурсе документы организацией не были прошиты и пронумерованы. Согласно конкурсной документации к данному конкурсу (размещенной в установленном порядке) документы, включенные в оригинал заявки, представляются прошитыми нитью (бечевкой), скрепленными печатью участника (в случае ее наличия) и подписью уполномоченного лица участника, в виде одного тома с указанием на обороте последнего листа заявки количества страниц. При рассмотрении заявок участник не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе, в случае если заявка не соответствует формальным требованиям конкурсной документации. Правомерен ли отказ организации в допуске к участию в указанном открытом конкурсе?

Ответ: Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (размещением заказа), регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются в том числе обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов Российской Федерации).

Статьей 5 Закона N 94-ФЗ установлено, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Частью 1 ст. 7 Закона N 94-ФЗ определено, что при размещении заказа путем проведения конкурса создается конкурсная комиссия.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ определено, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ.

На основании ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:

1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;

2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;

4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию, в случае если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае:

1) непредставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (за исключением документов, предусмотренных пп. "г" п. 1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ), либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, на поставку которых размещается заказ;

2) несоответствия требованиям, установленным ст. 11 Закона N 94-ФЗ;

3) невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию.

На основании ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ случаев, не допускается.

Согласно ч. 5 ст. 12 Закона N 94-ФЗ решение заказчика, уполномоченного органа, конкурсной комиссии об отстранении участника размещения заказа от участия в конкурсе либо решение конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе может быть обжаловано таким участником в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ.

В целях Закона N 94-ФЗ под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (ч. 1 ст. 20 Закона N 94-ФЗ).

Конкурс может быть открытым или закрытым (ч. 2 ст. 20 Закона N 94-ФЗ).

В случае проведения открытого конкурса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 21 Закона N 94-ФЗ, одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ч. 1 ст. 23 Закона N 94-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Часть 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ устанавливает, что конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В силу п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать в соответствии с ч. 2 - 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Согласно ч. 2 ст. 25 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа. При этом на таком конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), на участие в котором подается данная заявка. Участник размещения заказа вправе не указывать на таком конверте свое фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица).

В силу ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать:

1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку:

а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа;

г) документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа;

2) предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта;

3) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе.

На основании ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. "а" - "в" п. 1, п. п. 2 и 3 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ документов и сведений, не допускается.

Согласно с ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Исходя из изложенных положений Закона N 94-ФЗ, если заказчик в конкурсной документации установил, что заявка и прилагаемые к ней документы должны быть прошиты и скреплены печатью участника (в случае ее наличия) и подписью уполномоченного лица участника в виде одного тома с указанием на обороте последнего листа заявки количества страниц, то это требование заказчика основано на законе и должно быть выполнено всеми участниками размещения заказа.

Если заявка участника размещения заказа по форме и порядку ее оформления не соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, то конкурсная комиссия обязана отклонить такую заявку, о чем сделать соответствующую запись в протоколе рассмотрения заявок. Одного такого несоответствия достаточно для отказа в допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа, заявка которого не прошита и не пронумерована, если такое требование установлено конкурсной документацией. В этом случае действия конкурсной комиссии являются правомерными. Если же в конкурсной документации не установлены требования к форме заявки, в том числе не указано, что заявка должна быть прошита и пронумерована, то действия конкурсной комиссии по отклонению заявки участника размещения заказа по причине того, что она не прошита и не пронумерована, являются неправомерными. Такие действия могут быть обжалованы участником размещения заказа в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ.

При этом следует учитывать, что установление в конкурсной документации требований, согласно которым заявка и прилагаемые к ней документы должны быть прошиты и все листы пронумерованы, правомерно в случае, если заказчиком установлены разумные требования, которые соответствуют обычаям делового оборота. Установление излишних, явно не соответствующих обычаям делового оборота требований (например, к цвету бумаги, на которой должна быть оформлена заявка, к шрифту заявки) и отказ лицу в допуске к участию в конкурсе по основанию несоблюдения таких требований неправомерны.

Таким образом, в данном случае, поскольку согласно конкурсной документации к данному конкурсу (размещенной в установленном порядке) документы, включенные в оригинал заявки, представляются прошитыми нитью (бечевкой), скрепленными печатью участника (в случае ее наличия) и подписью уполномоченного лица участника, в виде одного тома с указанием на обороте последнего листа заявки количества страниц и данные требования соответствуют положениям Закона N 94-ФЗ, отказ организации, подавшей в составе заявки на участие в конкурсе не прошитые и не пронумерованные документы, правомерен.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

28.07.2008