ООО планирует направить запрос в налоговый орган о разъяснении порядка исчисления налога на прибыль. Установлена ли форма данного запроса? При наличии каких оснований налоговый орган вправе отказать в ответе на запрос?
Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2008 N 11521) (далее - Административный регламент).
Согласно п. 36 Административного регламента основанием для индивидуального информирования налогоплательщика (его представителя) в письменной форме является поступление письменного обращения налогоплательщика (его представителя) в целях получения информации в инспекцию ФНС России по месту постановки на учет налогоплательщика.
Рекомендованный образец формы письменного обращения приведен в Приложении N 4 к Административному регламенту.
Письменное обращение может быть представлено в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично, направлено почтовым отправлением или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 37 Административного регламента).
Индивидуальное информирование налогоплательщиков (их представителей) на основании письменных обращений осуществляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения в инспекции ФНС (п. 39 Административного регламента).
Пунктом 40 Административного регламента предусмотрено, что должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, определяет наличие оснований, по которым государственная функция не исполняется, в соответствии с п. 12 Административного регламента и проверяет наличие в этом обращении следующих реквизитов:
1) для физического лица: фамилии, имени, отчества, подписи и почтового адреса физического лица;
2) для организации: полного наименования организации, ИНН, ее почтового адреса, фамилии, имени, отчества и подписи руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего обращение, печати организации, если обращение представлено на бумажном носителе не на бланке организации.
Согласно п. 12 Административного регламента основаниями, при наличии которых государственная функция не исполняется, являются следующие обращения:
1) по вопросам, рассмотрение которых не входит в компетенцию налогового органа, исполняющего государственную функцию;
2) о представлении сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера;
3) без подписи и указания фамилии, имени, отчества физического лица и (или) его почтового адреса для ответа, без указания полного наименования организации, ИНН, ее почтового адреса, подписи и указания фамилии, имени, отчества руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего и (или) подписавшего обращение, и (или) без печати организации в случае, если обращение представлено на бумажном носителе не на бланке организации, а также в случае непредставления уполномоченным представителем налогоплательщика документов, подтверждающих в установленном порядке его полномочие на представление соответствующего письменного обращения;
4) о подтверждении правильности применения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;
5) о проведении экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций, если законодательством Российской Федерации не установлено иное;
6) налогоплательщиков (их представителей) лично в целях получения информации, носящей конфиденциальный характер, в устной форме или в письменной форме (на руки) без представления документов, удостоверяющих личность налогоплательщиков (подтверждающих в установленном порядке полномочие их уполномоченных представителей);
7) дубликатные (второй и последующие экземпляры одного обращения, направленные в различные органы государственной власти, или обращения, повторяющие текст предыдущего обращения, на которое дан ответ).
В случае представления дубликатных обращений налогоплательщикам (их представителям) могут направляться уведомления о ранее данных ответах или копии этих ответов;
8) не поддающиеся прочтению, содержащие нецензурные или оскорбительные выражения.
В соответствии с п. 42 Административного регламента в случае если в письменном обращении, представленном в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично, отсутствует хотя бы один из реквизитов, указанных в п. 40 Административного регламента, и при наличии оснований, предусмотренных п. 12 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, не принимает это обращение и возвращает его налогоплательщику (его представителю).
Также необходимо отметить, что конечным результатом исполнения административной процедуры по индивидуальному информированию налогоплательщиков на основании обращений в письменной форме являются:
1) индивидуальное информирование в письменной форме налогоплательщиков (их представителей) по существу письменных обращений;
2) письма, которыми налогоплательщики (их представители) уведомляются о прекращении переписки с указанием причин;
3) письма о направлении письменных обращений налогоплательщиков (их представителей) в исполнительные органы государственной власти (органы местного самоуправления), в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, поставленных в этих обращениях;
4) письма налогоплательщикам (их представителям) о неисполнении государственной функции (п. 56 Административного регламента).
В. Г.Крашенинников
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
22.07.2008