Организация арендует у юридического лица часть нежилого помещения для организации предприятия общественного питания. В соответствии с договором аренды арендодатель предоставил организации в аренду часть обеденного зала без проходов в сам зал в связи с необходимостью использования данных проходов арендодателем в целях обслуживания систем жизнеобеспечения указанного помещения. На арендованной части обеденного зала организация разместила столики и стулья, при этом площадь, на которой расположены места для посетителей, составила менее 150 кв. м. Также организация оборудовала помещение кухней для приготовления и выдачи готовой продукции, кассовыми аппаратами и т. д. Следует ли под площадью зала обслуживания посетителей понимать только площадь, на которой расположены столики и стулья, предназначенные для приема пищи посетителями, или понятие "площадь зала обслуживания посетителей" для целей применения единого налога на вмененный доход имеет более широкое толкование? Следует ли включать в площадь зала обслуживания посетителей площади проходов в обеденный зал, которые не арендуются организацией и используются как сотрудниками арендодателя, так и посетителями предприятия общественного питания?
Ответ: Пунктом 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении, в частности, оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
При этом в соответствии со ст. 346.27 Кодекса объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, признается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
Под площадью зала обслуживания посетителей следует понимать площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемую на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях применения гл. 26.3 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Учитывая изложенное, площадь зала обслуживания посетителей включает в себя только площадь, которая предназначена непосредственно для употребления пищи и проведения досуга. Иные помещения, например кухня, место раздачи и подогрева готовой продукции, место кассира, подсобные помещения и т. д., в площадь зала обслуживания посетителей для целей применения единого налога на вмененный доход включаться не должны.
Соответственно, площади проходов в зал обслуживания посетителей (за исключением площади проходов между столиками в зале обслуживания посетителей), которые не арендуются организацией в целях оказания услуг общественного питания, при исчислении единого налога на вмененный доход в площадь зала обслуживания посетителей не включаются.
М. С.Скиба
Главный специалист-эксперт
отдела специальных налоговых режимов
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
22.07.2008