Лицензия для юриста

(Клейн В., Глазырин Ф.)

("Российская юстиция", N 5, 2001)

Текст документа

ЛИЦЕНЗИЯ ДЛЯ ЮРИСТА

В. КЛЕЙН, Ф. ГЛАЗЫРИН

В. Клейн, начальник Управления Минюста РФ по Волгоградской области, заслуженный юрист РФ.

Ф. Глазырин декан юридического факультета Волгоградского госуниверситета, доктор юридических наук, профессор.

Юрист - лишь самое обобщенное название профессии. В правоприменительной, законотворческой деятельности существует немало ее подвидов. Даже в рамках отдельной профессии, например следователя, содержание деятельности существенно отличается. Разные профессиональные знания, умения, качества требуются от следователя прокуратуры и следователя ФСБ, дознавателя, следователя милиции.

Невзирая на это, до сих пор высшее юридическое образование предполагает подготовку специалиста по единой модели, в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Кто-то когда-то посчитал, что юрист - он везде юрист... Правда, во многих юридических вузах на старших курсах студент может избрать одну из трех-четырех специализаций, но ее совершенно недостаточно, чтобы стать профессионалом. Во-первых, специализация обычно заключается в прочтении нескольких небольших лекционных курсов, которые дают студенту представление об одной из групп юридических профессий. Во-вторых, за пределами специализации остается отработка практических умений и навыков. Кроме того, начиная обучаться на третьем курсе (начало выбора специализации), студент еще не может знать, особенно при отсутствии системы распределения, где и кем ему предстоит работать.

Не способны радикально разрешить эту проблему и различного рода курсы повышения квалификации, организация которых носит эпизодический, а то и вовсе случайный характер. Зачастую недостаточно квалифицированные педагогические кадры не позволяют на должном уровне решать вопросы профессиональной подготовки к определенному виду юридической деятельности.

Важно отметить, что такой общий подход к профессиональной подготовке юристов в свою очередь порождает и весьма легкомысленное отношение к этой проблеме у многих практических работников. В рамках юридической профессии все увеличивается "миграция" из одного вида юридической деятельности в другой. Немалое количество руководителей правоохранительных органов, кадровых аппаратов полагают, что переходы из системы Минюста России в прокуратуру, из адвокатуры в суды и обратно - это простой процесс перехода из одного кресла в другое.

Рассматриваемая проблема имеет и еще один, часто замалчиваемый аспект. Приходит молодой специалист на работу в правоохранительные органы и обнаруживается, что он в силу различных причин (состояния здоровья, личностных качеств, отсутствия специальных навыков к данному виду деятельности и пр.) не способен здесь работать. И начинаются процессы двусторонне мучительного перевоспитания, следуют чередой дисциплинарные взыскания. В результате зачастую судьба человека оказывается сломленной, а общество теряет специалиста, которого готовили пять лет в вузе.

А может быть, есть иные пути формирования профессиональных качеств, отбора юридических кадров? Выход есть - работать судьей, прокурором, адвокатом, следователем можно лишь при наличии специального разрешения - лицензии на определенный вид профессиональной юридической деятельности. Так делается в большинстве демократических, развитых стран мира.

Здесь, как и во многих иных областях, мы идем по "своему особому пути". При правоохранительных органах имеются собственные подразделения, призванные определить готовность претендента к работе. Такими службами являются: при судейском корпусе - квалификационная коллегия судей; при прокуратуре - аттестационные комиссии и кадровые службы; при органах внутренних дел - служба собственной безопасности и кадровые аппараты; при адвокатуре - президиум и т. п. В этих службах с помощью собеседования, экзаменов и зачетов, порой даже с помощью тестирования, решаются вопросы профессиональной пригодности. Беремся утверждать, такой подход страдает многими серьезными и труднопреодолимыми недостатками. Назовем некоторые из них.

1. Все указанные службы, органы, подразделения являются ведомственными, а следовательно, подчиненными по вертикали. Поэтому не всегда можно рассчитывать на объективность их заключений и выводов. Ведомственная, служебная зависимость, а то и заинтересованность в устройстве "нужного" человека предопределяют склонность к заниженным требованиям, снисходительность к недостаткам.

2. В состав перечисленных органов, как правило, входят только практические работники тех же самых служб, которые наряду с достоинствами в виде опыта имеют и набор накопленных за годы деятельности недостатков, известных под названием "профессиональная деформация юриста".

3. Данные службы профессионального отбора весьма ограничены в способах разрешения возникающих задач. Если рассматриваются недостатки и упущения уже работающего специалиста, применяется обычный набор дисциплинарных наказаний, в более редких случаях - увольнение. Что же касается результатов изучения личности молодого специалиста - выпускника вуза, то здесь предлагаются только два решения - принять на службу или отказать в приеме. Оба решения обычно не аргументируются, истинные причины, мотивы отказа не доводятся до сведения соискателя.

Наиболее оптимальной является практика, близкая к лицензированию, существующая в системе Минюста России.

В Волгоградской области с момента вступления в законную силу в 1993 году Основ законодательства РФ о нотариате (далее - Основы) управлением юстиции выдано 137 лицензий на право нотариальной деятельности. В ст. 3 Основ употреблено именно такое название этого документа, предоставляющего лицу возможность быть допущенным к нотариальной деятельности, - лицензия. Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на должность регистратора прав назначаются лица, прошедшие специальные курсы и сдавшие квалификационный экзамен в соответствии с установленными требованиями. На практике это означает специальную подготовку в Институте государственных регистраторов при Минюсте России, после которой выдается свидетельство государственного регистратора. Его можно рассматривать как лицензию на право заниматься конкретной деятельностью. С момента образования Волгоградского областного регистрационного управления региональным органом юстиции назначено на должность регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним 45 человек.

В свое время была создана коллегия поверенных по уголовным и гражданским делам, которая впоследствии переименована в Волгоградскую областную коллегию адвокатов. В январе 2000 г. управление юстиции выдало областной коллегии адвокатов свидетельство о регистрации.

До вступления в 1998 году в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" органы юстиции выдавали физическим и юридическим лицам лицензии на оказание платных юридических услуг. Регулировались данные правоотношения постановлениями Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 15 апреля 1995 г. "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг". За период с сентября 1995 по октябрь 1998 г. управление юстиции выдало 216 лицензий на данный вид деятельности. Действие двух лицензий было приостановлено, 12 лицензий аннулированы, в том числе две - по инициативе управления юстиции.

К сожалению, с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование платной юридической деятельности прекращено. Думается, назрела острая необходимость законодательного закрепления лицензирования не только платной юридической деятельности, как это было до октября 1998 г., но и лицензирования любых видов юридической деятельности.

Кто должен заниматься выдачей лицензий на занятие различными видами юридической деятельности? Представляется, такая организация должна отвечать двум основным требованиям. Во-первых, не носить узковедомственного характера, а во-вторых, не требовать существенных затрат на финансирование своей деятельности.

Считаем целесообразным создать межведомственный общественный орган по лицензированию профессиональной юридической деятельности. Такой комитет по лицензированию включал бы в себя в качестве независимых специалистов - экспертов профессоров юридических вузов, опытных юристов - практиков, руководителей правоохранительных органов, психологов. Основным содержанием работы комитета являлось бы проведение предварительных профессиональных испытаний (экзаменов, зачетов, тестирования) и последующая выдача лицензии на определенный вид юридической деятельности. К функциям комитета было бы отнесено продление лицензии, выдаваемой на определенный срок, а также решение вопроса о ее аннулировании за неспособность квалифицированно осуществлять юридическую деятельность, серьезные недостатки в работе и за грубые нарушения профессиональной этики. Указанные комитеты целесообразно создать при Минюсте России и его региональных управлениях в субъектах Федерации.

Название документа