Статус юридических лиц, оказывающих и предоставляющих коммерческие сексуальные услуги

(Ландо А., Маркелова Е.)

("Российская юстиция", N 5, 2001)

Текст документа

СТАТУС ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ И ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ

КОММЕРЧЕСКИЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

А. ЛАНДО, Е. МАРКЕЛОВА

А. Ландо, уполномоченный по правам человека в Саратовской области, кандидат юридических наук

Е. Маркелова, консультант аппарата Уполномоченного.

Проституция как явление существует с древних времен в различных странах, с различным социально - политическим устройством. Есть она и в России. Так, в городе Саратове милицией выявлено около 800 проституток, имеется около 60 "досуговых" фирм, адреса которых милиции также известны. С этим негативным явлением связаны распространение наркомании, венерических заболеваний, вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних, существенно нарушающие права жителей области, разрушающие нравственные устои общества.

О существующей реальной угрозе говорят цифры. Ежемесячно инспекторы "нравов" раскрывают среди "своего" контингента различные преступления, чаще всего связанные с незаконным оборотом наркотиков. Результаты анкетирования так называемых "работниц коммерческого секса" (РКС) Саратовской области, проведенного Благотворительным фондом охраны здоровья "Международная помощь населению - ПИ-ЭС-АЙ", подтвердили взаимосвязь проституции и наркомании. Употребление наркотиков отметили 35% РКС в Саратове, 57% и 82% в крупных городах Саратовской области - Энгельсе и Балаково соответственно. 84% употребляющих наркотики РКС (что составляет 54% от всех опрошенных) отметили, что употребляют наркотики регулярно (чаще чем раз в неделю). Несколько меньший процент из числа употребляющих наркотики РКС (79%, или 51% всех РКС) указали на их внутривенное употребление. Более половины РКС, употребляющих наркотики внутривенно (или 27% всех РКС) по крайней мере изредка, используют иглы или шприцы совместно с другими людьми.

Известно, что 70% из выявленных проституток больны венерическими заболеваниями. По состоянию на 1 января 2000 г. в областном кожно - венерологическом диспансере всего состояло на учете больных сифилисом - 10603 человека, гонореей - 400, другими заболеваниями, передаваемыми половым путем, - 3096. Отмечается рост заболеваемости сифилисом среди учащихся техникумов и вузов.

С начала регистрации (апрель 1996 г.) на 1 января 2001 г. в Саратовской области зарегистрировано 2452 случая ВИЧ-инфекции, из них 1517 случаев зарегистрировано в 2000 году.

Не замечать или замалчивать проблему, каковой является проституция, нельзя. Представляется целесообразным ее серьезно обсуждать. Причем с различных точек зрения. Во-первых, в целях профилактики и предотвращения перечисленных антиобщественных явлений. Во-вторых, в целях защиты прав граждан, особенно женщин, занимающихся оказанием коммерческих сексуальных услуг, чаще всего в силу сложившихся неблагоприятных жизненных ситуаций. В-третьих, в целях пресечения незаконной наживы лиц, делающих на этом явлении большие деньги.

Для того чтобы решать конкретные вопросы, связанные с легализацией либо запрещением проституции, следует четко определить правовой статус физических лиц, оказывающих коммерческие сексуальные услуги, и правовой статус физических и юридических лиц, их предоставляющих. По этому вопросу, по нашему мнению, в действующем законодательстве имеются существенные пробелы и противоречия.

Общий правовой статус физических и юридических лиц, оказывающих и предоставляющих коммерческие сексуальные услуги, возможно определить исходя из норм ст. ст. 34, 37, 55 Конституции РФ, ст. ст. 2, 23, 49 ГК РФ, а также ст. 164.2 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и ст. 173 УК РФ.

Коммерческие сексуальные услуги, оказываемые физическими лицами, не являются предпринимательской деятельностью. Лица, оказывающие их, приравниваются по своему общему правовому статусу к гражданам, занимающимся некоторыми видами деятельности без специального оформления своего организационно - правового статуса.

Труд лица, оказывающего коммерческие сексуальные услуги, приносит лишь доход в форме соответствующего вознаграждения, но не прибыль. Для получения дохода используются способности физического лица. Предметом торга является не само лицо, а его способности. А в соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Следовательно, физическое лицо, оказывающее свободно, по своему собственному волеизъявлению коммерческие сексуальные услуги, не может преследоваться ни в административном, ни в уголовном порядке. Однако как лицо, получающее доход, оно обязано платить налоги в соответствии с действующим российским налоговым законодательством и, безусловно, считаться с нравственными устоями общества, в котором живет.

Сказанное дает основание полагать, что, исходя из Конституции РФ, такой род деятельности, как оказание коммерческих сексуальных услуг, не является запрещенным. Нет конкретного нормативного акта, относящего проституцию к запрещенным видам деятельности. Статья 157 действующего Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривает наказание за занятие запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности, относительно которых имеется специальное запрещение.

Вместе с тем ст. 164.2 КоАП все же предусмотрена ответственность за занятие проституцией. Она признана правонарушением (проступком), посягающим на общественный порядок. Это положение представляется не бесспорным, поскольку четко не определено, в чем конкретно проявляется противоправность действия физического лица, предоставляющего коммерческие сексуальные услуги, в чем конкретно проявляется посягательство на общественный порядок? В связи с этим следует глубже рассмотреть данный вопрос с точки зрения соответствия указанной нормы административного права Конституции РФ.

Представляется, что наказывать следует не за занятие проституцией, а за использование проституток в качестве средства обогащения, получения прибыли, и за те преступления, которые совершаются в связи с оказанием коммерческих сексуальных услуг.

Важным является вопрос о правовом статусе юридического лица, предоставляющего коммерческие сексуальные услуги. Определить его исходя из действующего законодательства сложно. Оказывающие сексуальные услуги женщины подчеркивают, что фирмы, предоставляющие такие услуги, привлекают девушек - подростков с 14 лет, что "хозяева" их обирают - при оплате с одного клиента им остается 30 - 35% от суммы, что вся "работа" сопровождается как кражами у клиентов, так и самым страшным - девушек, чтобы те были полностью зависимы и не перестали заниматься проституцией, приобщают к наркотикам. Защиту при подобной работе найти практически невозможно, так как "крышей" 40 - 45% секс - фирм служат не криминальные авторитеты, а те сотрудники милиции, которые считают возможным вызывать девушек в любое время дня и ночи для оказания им бесплатных сексуальных услуг.

Коммерческие сексуальные услуги, предоставляемые такими фирмами, являются по своей сути предпринимательской деятельностью.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ, в которой говорится, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, следует подчеркнуть, что деятельность юридических лиц, предоставляющих коммерческие сексуальные услуги, направлена исключительно на систематическое получение прибыли от оказания услуг при использовании в этих целях не своих способностей, а способностей других физических лиц. По знаменитой экономической формуле фирма вкладывает деньги в рабочую силу, которая зарабатывает не только на воспроизводство своих способностей, но и приносит прибыль фирме.

Если бы фирмы, занимающиеся предоставлением коммерческих сексуальных услуг, были зарегистрированы в соответствии со ст. 2 ГК в установленном законом порядке в качестве юридических лиц, предоставляющих секс - услуги, тогда четко бы прослеживались взаимоотношения этих фирм с государством посредством уплаты ими налогов. Деятельность фирм и их прибыль вышли бы из теневого оборота.

В настоящее время все фирмы, занимающиеся секс - бизнесом, действуют под видом "досуговых". В их учредительных документах не указано, что они предоставляют сексуальные услуги. Это противоречит п. 1 ст. 49 ГК, гласящему, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Не потому ли и не указывается в учредительных документах подобных фирм как вид деятельности оказание коммерческих сексуальных услуг, чтобы избежать этих самых обязанностей?

Но этот факт связан еще и с тем, что в законе, в ст. 49 ГК, указано, что юридические лица могут заниматься любыми не запрещенными видами деятельности. Но в том-то и дело, что о запрещении проституции как о виде деятельности в законодательных и иных российских нормативных актах, как подчеркивалось выше, ничего не сказано. Налицо поле деятельности для предпринимателей, которые из-за денег забывают не только о нравственности, но и грубо попирают права, свободы и законные интересы граждан.

Авторы статьи полагают, что следует продумать вопрос деятельности секс - фирм с точки зрения реализации ст. 10 ГК, устанавливающей пределы осуществления гражданских прав, в п. 1 которой закреплено недопущение злоупотребления правом гражданами и юридическими лицами в каких-либо формах. Секс - фирмы именно злоупотребляют правом, скрывая, на основе существующих пробелов в законе, данный вид деятельности и получая от него баснословные прибыли путем эксплуатации проституток и не отчисляя налоги с полученных доходов.

Все это еще раз говорит о том, что необходимо совершенствовать законодательную базу на федеральном уровне, ускорить принятие местных нормативных актов, регулирующих этот вопрос, либо легализовав то, что существует, либо запретив это явление. Ведь небольшие штрафы, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, не достигают своих целей и ни в коей мере не служат мерой предупреждения и профилактики проституции.

Если же это деяние - оказание коммерческих сексуальных услуг - является правонарушением, то где четкая программа его искоренения? Почему молчат об этом явлении представители властных структур. Почему налоговые органы "сквозь пальцы" смотрят на деятельность "досуговых" фирм? Почему четко не очерчен круг их обязанностей и ответственности? Необходимо, чтобы органы государственной власти высказались по этой проблеме, внесли ясность, которая бы нашла свое отражение в нормах законодательства.

Следует напомнить, что если на основании действующего российского законодательства не удастся доказать противоправное поведение владельцев фирм, предоставляющих коммерческие сексуальные услуги, все же возможно ограничить их деятельность в соответствии со ст. 55 Конституции РФ. В ней, в частности, предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены (федеральным законом) в той мере, в какой это необходимо в целях защиты... нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Особый вопрос о физических лицах, не оказывающих, а предоставляющих коммерческие сексуальные услуги, так называемых сутенерах. За сутенерство, как известно, ни административной, ни уголовной ответственности не существует.

На фоне проблемы проституции отчетливо проявляется еще одна проблема - неравенство между женщинами и мужчинами. По российскому законодательству проститутка несет административную ответственность. А мужчина, оказывающий за вознаграждение сексуальные услуги, остается вне ответственности и даже вне осуждения. Мужской проституции как бы не существует. В Саратове, между тем, на мужских услугах специализируется целая фирма, которая очень неплохо на этом зарабатывает.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что если легализация проституции аморальна, то еще менее приемлем ее юридический законодательный запрет. Если и стоит запрещать, то на законодательном уровне следует запретить не оказание коммерческих сексуальных услуг физическими лицами, а их предоставление за вознаграждение сутенерами и секс - фирмами.

Название документа