На основании ст. 295 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - ГУП и МУП) не вправе распоряжаться (в том числе сдавать в аренду) имуществом, переданным им на праве хозяйственного ведения, без согласия собственника этого имущества. В настоящее время функции по управлению федеральным имуществом возложены на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Тем самым ГУП и МУП являются только балансодержателями федерального имущества, переданного им на праве хозяйственного ведения, и заключение договора аренды возможно исключительно с согласия собственника этого имущества, а именно территориального отделения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. 1. Учитывая то обстоятельство, что ГУП, являясь балансодержателем федерального имущества, предоставляет в аренду имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, только с согласия собственника этого имущества - органа государственной власти и управления, в связи с чем договор аренды может быть заключен арендатором и арендодателем (ГУП) при участии органа государственной власти и управления, которое по договору выступает исключительно в качестве собственника данного имущества, выражая свое согласие на аренду, и не несет прав и обязанностей в качестве арендодателя, возникает ли обязанность по уплате налога на добавленную стоимость арендатором федерального имущества в качестве налогового агента согласно п. 3 ст. 161 НК РФ? 2. Если арендодателями федерального имущества выступают одновременно орган государственной власти и управления (территориальное отделение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом) и балансодержатель данного имущества (ГУП), окажет ли влияние на порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по предоставлению в аренду федерального имущества, установленный п. 3 ст. 161 НК РФ, то обстоятельство, что арендная плата арендатором уплачивается непосредственно балансодержателю (ГУП)?
Ответ: По первому вопросу.
В соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Данный порядок уплаты налога на добавленную стоимость применяется только в случае предоставления органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления имущества в аренду.
В том случае, если по договору аренды Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом или его территориальные органы приняли решение о передаче в аренду объекта недвижимого имущества путем согласования условий договора аренды, что удостоверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью этого органа, и в данном договоре аренды отсутствует Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом или его территориальные органы в качестве арендодателя данного имущества и в соответствии с договором арендодателем является лицо, не являющееся органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления, то в соответствии с гл. 21 Кодекса действие ст. 161 Кодекса на данный договор аренды не распространяется. В указанном случае при предоставлении в аренду имущества обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возлагается на арендодателя такого имущества, указанного в договоре аренды (согласованного с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом или его территориальным органом).
Как следует из вопроса, на основании ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - ГУП и МУП) не вправе распоряжаться (в том числе сдавать в аренду) имуществом, переданным им на праве хозяйственного ведения, без согласия собственника этого имущества.
Тем самым ГУП и МУП являются только балансодержателями федерального имущества, переданного им на праве хозяйственного ведения, и заключение договора аренды возможно исключительно с согласия собственника этого имущества, а именно территориального отделения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Таким образом, ГУП, являясь арендодателем и не являясь органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления, за оказанные услуги по предоставлению в аренду федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, должно уплачивать налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
По второму вопросу.
При аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления.
Поэтому в том случае, если арендодателем федерального имущества выступают одновременно орган государственной власти и управления (территориальное отделение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом) и балансодержатель данного имущества (ГУП), в соответствии с п. 3 ст. 161 Кодекса налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет налоговым агентом - арендатором этого имущества.
С. В.Марков
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
15.07.2008