О расчетах за перевозки грузов в международном сообщении

(Голубева Т. Б.)

("Транспортное право", N 1, 2001)

Текст документа

О РАСЧЕТАХ ЗА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ

Т. Б. ГОЛУБЕВА

Т. Б. Голубева, зам. начальника отдела применения законодательства Юридического управления МПС России.

Регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в международном сообщении, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ранее законодательством СССР), последние 50 лет осуществляется государством в лице МПС России (ранее МПС СССР), которое заключает в этой области международные договоры, включая тарифные соглашения.

В целях сохранения единого экономического пространства на территории бывшего СССР, обеспечения конкурентоспособности перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также снижения уровня провозной платы, рассчитываемой по применяемым в этом виде сообщения международным транзитным тарифам МТТ и ЕТТ, 17 февраля 1993 года государствами - участниками СНГ было заключено Тарифное Соглашение железнодорожных администраций государств - участников СНГ, в рамках которого ежегодно принимается Тарифная политика железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на соответствующий фрахтовый год (далее - Тарифная политика), валютой которой является швейцарский франк.

Сложившийся с 1993 года порядок принятия и применения Тарифной политики в международном сообщении был подтвержден в 1996 году и в 1997 году на межправительственном уровне.

Правомерность применения Тарифной политики ни у кого не вызывала сомнения, в том числе и у созданного в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" государственного органа регулирования естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России).

Вместе с тем в настоящее время очень актуальной является проблема защиты прав и законных интересов железных дорог, как перевозчиков, в судебно - арбитражных процессах по искам грузоотправителей (грузополучателей), касающихся расчетов за перевозки грузов в международном сообщении.

Так, начиная с 7 сентября 1998 г. (в том числе и в связи с августовским дефолтом 1998 года) в целях сохранения тарифов во внутригосударственном и международном сообщении на уровне, позволяющем обеспечить устойчивую работу федерального железнодорожного транспорта, как одного из важнейших факторов стабильности социально - экономического положения в России, а также поддержку отечественных производителей при поставке ими товаров на внутренний рынок, железные дороги перешли на взимание платы за экспортно - импортные перевозки в свободно конвертируемой валюте. Правильность указанных действий МПС России 19 ноября 1998 г. была признана Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что за период с 1998 г. по 2001 г. объемы железнодорожных перевозок значительно увеличились, доля транспортной составляющей в конечной цене продукции в целом по промышленности Российской Федерации уменьшилась на 54,5 процента. При этом за счет сдержанной тарифной политики отечественным производителям по внутренним перевозкам оказана тарифная поддержка на сумму 187,7 млрд. рублей.

Однако ряд крупных грузоотправителей (грузополучателей), в том числе направляющие на экспорт алюминий, лес, нефть и другие материальные ресурсы, создали различные схемы перевозок, скрывающие реальный экспорт (импорт), начали обращаться в арбитражные суды с исками о взыскании с российских железных дорог "излишне уплаченной" по ставкам тарифов Тарифной политики провозной платы (по отношению к ставкам тарифов, применяемых во внутригосударственном сообщении (Прейскурант 10 - 01)), по выполненным надлежащим образом договорам перевозки.

Изучение судебно - арбитражной практики по названной категории дел позволяет предположить, что в настоящее время указанная практика окончательно не сложилась. Возможно, в связи со сложностью применения международного транспортного права большинство судей арбитражных судов разных уровней расходятся во мнениях при рассмотрении дел этой категории, суды разных субъектов Российской Федерации выносят противоположные решения.

При обосновании правомерности позиции железных дорог по большинству рассматриваемых дел в арбитражных судах обычно приводятся следующие доводы.

Статьей 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" предусмотрено, что тарифы на перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа по железным дорогам Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Тарифы на перевозки в международном сообщении устанавливаются в соответствии с соответствующими международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 13 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), введенного в действие 1 ноября 1951 года и признаваемого всеми органами и организациями, в том числе судебными органами, в качестве международного договора, провозные платежи (включая плату за перевозку грузов) исчисляются по действующим в день заключения договора перевозки тарифам в сообщении между станциями железных дорог соседних стран - по прямому тарифу, если этими железными дорогами установлен прямой тариф, а в сообщении через транзитные железные дороги за перевозку по транзитным железным дорогам - по применяемому заинтересованными железными дорогами для данной международной перевозки транзитному тарифу (Российская Федерация использует международный железнодорожный транзитный тариф (МТТ) и единый транзитный тариф (ЕТТ), так как является участницей названных тарифов).

Кроме того, введенным в действие 1 января 1990 года Прейскурантом 10 - 01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки" (часть 1, раздел А, пункт 15.5) также предусмотрено, что за перевозки по железным дорогам грузов, принадлежащих иностранным организациям, фирмам, представительствам и гражданам, в том числе получающим и отправляющим грузы через экспедиторские организации, провозная плата взимается по международному железнодорожному транзитному тарифу (МТТ).

Учитывая высокий уровень международных транзитных тарифов (МТТ и ЕТТ), 17 февраля 1993 года государствами - участниками СНГ было заключено указанное Тарифное Соглашение, в рамках которого ежегодно принимается Тарифная политика.

Следует отметить, что наиболее распространенным заблуждением в судебных актах является мнение о правовой природе Тарифного Соглашения и Тарифной политики СНГ, в соответствии с которыми они либо не признаются международными договорами, либо не применяются к соответствующим правоотношениям.

Железнодорожными администрациями являются администрации или органы управления железнодорожным транспортом государств - участников СНГ (в зависимости от особенностей систем управления железнодорожным транспортом, используемых в государствах - участниках). В России, соответственно, железнодорожной администрацией является МПС России.

Данный порядок установления тарифов в международном сообщении в части принятия Тарифной политики СНГ был подтвержден на межправительственном уровне 18 октября 1996 года Решением Совета глав правительств СНГ "О Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ" и 17 января 1997 года - межправительственным Соглашением "О проведении согласованной политики в области определения транспортных тарифов". От Правительства Российской Федерации названные акты были подписаны Председателем Правительства Российской Федерации.

Следует отметить, что статьей 7 указанного Соглашения от 17.01.97 г. Тарифная конференция названа самостоятельным органом согласования политики в области определения транспортных тарифов наравне с Советом глав правительств Содружества Независимых Государств, Межгосударственным экономическим Комитетом Экономического союза, другими межгосударственными (межправительственными) органами сотрудничества в области транспорта.

Тарифная политика СНГ устанавливает ставки тарифов на перевозки грузов в международном сообщении на соответствующий фрахтовый год. Употребляемый в решении о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ термин "предельный уровень" ставок провозных плат означает, что уровень ставок провозной платы, объявляемый железнодорожными администрациями на международные перевозки, является максимальным. Железнодорожные администрации с учетом своих экономических интересов имеют право на снижение объявленного уровня тарифа за расстояние по территории своего государства. Аналогичный термин употребляется и в Прейскуранте 10 - 01 по отношению к ставкам тарифов на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении.

Необходимо отметить, что Положением о Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 года N 42, предусмотрено и в дальнейшем заключение МПС России международных соглашений в области тарифного регулирования на железнодорожном транспорте.

Нормы Федерального закона "О естественных монополиях" применяются только при установлении тарифов на перевозки во внутригосударственном сообщении. Указанная точка зрения МПС России полностью совпадает с мнением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, изложенным в заключении от 20.12.2000 г. N 01-15/302.

Все указанные договоры не нуждаются в ратификации, предусмотренной статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", так как не устанавливают иные правила, чем предусмотрены федеральными законами, или правила, требующие изменения действующих либо принятия новых законов, поскольку федеральные законы не регулируют процедуру установления тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом в международном сообщении, а отсылают к международным договорам.

Заключение обсуждаемых договоров осуществляется в порядке п. 2 ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" - решение о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимается органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством России, т. е. МПС России, и установленным способом - подписанием договора.

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно (п. 3 ст. 5 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"). Тарифная политика железных дорог государств - участников СНГ доводится до сведения пользователей услуг посредством публикации в средствах массовой информации (ежедневной газете "Гудок" - официальном издании МПС России, журнале "Экономика железных дорог"), а также выпускается отдельной книгой и распространяется в свободной продаже.

Таким образом, Тарифное Соглашение и Тарифная политика СНГ, являясь международными договорами, носят обязательный характер для всех субъектов правоотношений (как для грузоотправителей (грузополучателей), так и для железных дорог), возникающих в сфере железнодорожных перевозок в международном сообщении, и применяются непосредственно.

Необходимо отметить, что органом регулирования деятельности естественных монополий на транспорте в обычно оспариваемый период (1998 - 1999 гг.) являлась Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России), Положение о которой было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1202.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 19.09.1997 N 1202 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по регулированию естественных монополий на транспорте" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.07.1999 N 793 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства".

Как указано в решении этого органа от 24.03.98 N 8/1-ж/д ФСЕМТ России, "согласно статье 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" тарифы на перевозки в международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В отношении экспортно - импортных и транзитных грузов действует Тарифное Соглашение и применяется единая тарифная политика, принимаемая ежегодно на каждый фрахтовый год на тарифных конференциях перевозчиков стран СНГ...". (Решением Правления от 27.10.2000 г. N 30/06-1-жд без какого-либо обоснования МАП России признал утратившим силу указанное решение Правления ФСЕМТ от 24.03.98 N 8/1-ж/д).

2. В соответствии с общими положениями Тарифной политики СНГ под международным сообщением понимаются перевозки грузов из третьих стран в третьи страны транзитом по железным дорогам государств - участников СНГ; перевозки грузов из/в государств - участников СНГ в/из третьи страны; перевозки грузов между станциями железных дорог государств - участников СНГ.

К сожалению, судами не всегда правильно определяется вид сообщения, в котором следует груз. Так, по делу N 4117, рассмотренному Арбитражным судом Калининградской области (заявление Калининградской железной дороги о принесении протеста на решение указанного суда находится в настоящее время в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации), суд не учел, что перевозки грузов СП АО "Цепрусс" производились Калининградской железной дорогой в прямом международном железнодорожном сообщении (из/в Белоруссии, Литвы, Казахстана, Украины в/из Россию), что подтверждается соответствующей международной накладной, имеющейся в материалах дела. В результате судом неправомерно сделан вывод о том, что к произведенным перевозкам должны применяться ставки тарифов, применяемых во внутригосударственном сообщении.

Правила Тарифной политики СНГ применяются при перевозках грузов в международном сообщении, в том числе с участием различных видов транспорта, независимо от форм перевозочных документов. При экспортно - импортных перевозках грузов в/из морские порты, находящиеся на территории Российской Федерации, в оспариваемые истцами периоды применялись тарифы, установленные в соответствии с Тарифной политикой СНГ. Данные перевозки на основании Правил перевозок грузов через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении от 22.01.91 г., в соответствии с которыми экспортные и импортные грузы, следующие не в прямом международном сообщении (то есть без оформления единого перевозочного документа), оформляются перевозочными документами внутреннего железнодорожного сообщения. При этом международный характер данных перевозок не изменяется.

3. Встречающееся в судебных актах мнение, что Тарифная политика СНГ подлежит государственной регистрации как ведомственный нормативный акт, также не обосновано. Тарифная политика железных дорог государств - участников СНГ, как международный договор, не нуждается в государственной регистрации в порядке, предусмотренном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 г. N 1009, в соответствии с которым государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Тарифная политика железных дорог государств - участников СНГ не является нормативным правовым актом применительно к указанным правилам.

В заключение следует отметить, что в настоящее время Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте подготавливаются решения, касающиеся регулирования тарифов на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении, в том числе и на перевозки экспортно - импортных грузов во внутригосударственном сообщении.

Пунктами 12, 13 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 194, государственное регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки осуществляют в пределах своей компетенции МАП России и МПС России на основании решений Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня.

Введение в действие тарифов во внутригосударственном сообщении (в том числе на перевозки экспортно - импортных грузов по территории Российской Федерации, за исключением перевозок грузов в прямом международном сообщении и транзита по территории Российской Федерации, которые осуществляются в соответствии с международными договорами) осуществляется решением Правления МАП России, утверждаемым приказом Министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Учитывая, что до настоящего времени правительственной Комиссией не утверждены и МАП России не введены в действие новые ставки тарифов на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении (в том числе и на перевозки экспортно - импортных грузов по территории Российской Федерации), российские железные дороги руководствуются действующим порядком.

Название документа