Организация имеет представительство на территории иностранного государства. Представительство имеет свой валютный счет, на который перечисляются средства на его содержание. Данные расходы отражаются по балансу организации по строке "Содержание представительства за рубежом". В 2007 г. представитель отказался представлять оригинальные документы в связи с резолюцией финансового ведомства иностранного государства, согласно которой все оригинальные документы должны храниться на национальной территории. Какие документы должна иметь организация и каким образом они должны быть оформлены, чтобы иметь право на списание расходов для целей исчисления налога на прибыль, связанных с содержанием представительства за рубежом?
Ответ: В соответствии со ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 Кодекса.
Согласно положениям ст. 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Исходя из изложенного, на основании ст. 252 Кодекса расходы, понесенные за пределами территории Российской Федерации (включая расходы на аренду, услуги связи, канцелярские товары, содержание автомобильного транспорта), могут быть признаны документально подтвержденными в том числе в случае, если они подтверждены документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, в частности копиями договоров аренды, оплаченных счетов за услуги связи, содержание автомобильного транспорта, приобретенные канцтовары, инвойсами, накладными и т. п.
Следует обратить внимание на то, что п. 2.1.29 Государственного стандарта Российской Федерации "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ Р 51141-98", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28, предусмотрено, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.
Пунктом 2.1.30 названного Стандарта установлено, что заверенной копией документа является копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
Учитывая, что на основании копий документов организация учитывает в целях налогообложения расходы, понесенные за пределами Российской Федерации, указанные копии должны иметь юридическую силу, т. е. быть заверены.
Одновременно следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 16 Закона РФ от 25.10.2001 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке. В связи с этим все документы, подтверждающие расходы, произведенные представительством российской организации на территории иностранного государства, должны иметь перевод на русский язык.
А. С.Кондратьев
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
10.07.2008