1. С какого момента вступает в силу решение налогового органа о приостановлении (возобновлении) выездной налоговой проверки? 2. Вправе ли организация, в отношении которой проводилась налоговая проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля лично или через своего представителя, а также обжаловать акты выездной проверки налоговых органов?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 июля 2008 г. N 03-02-07/1-249

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о проведении выездной налоговой проверки и сообщается следующее.

1. В соответствии с п. 9 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Приостановление и возобновление проводимой выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением налогового органа.

Выездная налоговая проверка приостанавливается с даты, указанной в решении налогового органа, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@ (зарегистрирован в Минюсте России 05.04.2007 N 9259).

Кроме того, в решении о приостановлении выездной налоговой проверки указывается также фамилия, имя, отчество руководителя организации (уполномоченного представителя организации), который ознакомлен с решением о приостановлении проводимой выездной налоговой проверки.

Решение о возобновлении выездной налоговой проверки также должно доводиться до проверяемой организации. В таком решении указывается дата, с которой возобновляется проводимая выездная налоговая проверка.

2. В соответствии с пп. 6, 7 и 15 п. 1 ст. 21 и п. 2 ст. 101 Кодекса налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Кодексом, лично и (или) через своего представителя. Налогоплательщики вправе представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (п. 2 ст. 101 Кодекса).

Дела о выявленных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, установленном ст. 101.4 Кодекса, предусматривающей участие лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, в процессе рассмотрения материалов этой проверки.

В соответствии с пп. 10 и 12 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, а также обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном гл. 19 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

07.07.2008