Пункт 6 ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе" запрещает использовать образы людей в рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Если в рекламе присутствуют герои ролика, у которых есть имена и которые к тому же ведут диалог, можно ли расценивать это именно как использование образов людей? Не будет ли расцениваться как непрямая реклама алкогольной продукции присутствие пива (вина, шампанского) в рекламе иных товаров (например, при покупке бытовой техники - вино в подарок)?

Ответ: Применение указанной нормы основывается на том, что под образом понимается отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом предусмотренный Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе) запрет распространяется на любой способ использования в рекламе пива образов людей и животных (визуальное, звуковое и др.). При этом голос человека, используемый в рекламном ролике, сам по себе не должен рассматриваться как использование образа человека, если он явно не создает наглядного представления о человеке. Однако создание в рекламном ролике игровой ситуации, подразумевающей участие определенных людей, образ которых с учетом сюжета ролика может быть вполне конкретно определен, входит в противоречие с Законом "О рекламе".

Что касается предоставления пива (вина) в подарок в рекламе иных товаров, то указанная реклама не будет являться рекламой пива (вина) лишь при том условии, если при этом невозможно определить производителя такого напитка или его марку. При этом следует помнить, что в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона "О рекламе" в рекламе любых товаров не допускается демонстрация потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

С. А.Пузыревский

Федеральная антимонопольная

служба

30.06.2008