В декларации по налогу на прибыль российской организации - импортера за 2007 г. в составе прочих косвенных расходов была учтена таможенная пошлина с учетом корректировки таможенного органа в сторону увеличения. В каком периоде (отчетном, налоговом) следует внести изменения в налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций, если после вынесения в 2008 г. решение суда о возврате организации-импортеру излишне начисленных и уплаченных таможенных пошлин не оспаривается таможенным органом в установленном законом порядке?

Ответ: На основании пп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ до 1 января 2005 г. при реализации покупных товаров в состав расходов включалась стоимость приобретения данных товаров. При этом расходы, связанные с их покупкой и продажей, формировались с учетом положений ст. 320 НК РФ.

В соответствии со ст. 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не были включены в цену приобретения этих товаров, относились к прямым расходам.

Все остальные расходы, включая транспортные расходы, не связанные с доставкой покупных товаров до склада налогоплательщика, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признавались косвенными расходами и уменьшали доходы от реализации текущего месяца.

Таким образом, под стоимостью приобретения товаров следовало понимать контрактную (договорную) цену приобретения, а уплаченные ввозные таможенные пошлины учитывались в составе косвенных расходов текущего отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Следовательно, по товарам, приобретенным до 1 января 2005 г., таможенные пошлины в составе косвенных расходов для целей налогообложения прибыли учитывались единовременно.

С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в ст. 320 НК РФ внесены поправки, согласно которым стоимость товаров может формироваться исходя из всех расходов, в том числе с учетом таможенных пошлин, при условии изменения с 01.01.2005 учетной политики для целей налогообложения прибыли.

Согласно пп. 6 ст. 5 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в ред. от 29.06.2004) таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с данным Законом и используемая для целей: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 5 Закона РФ "О таможенном тарифе" установлено, что под таможенной пошлиной понимается обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации (импортная пошлина) или вывозе товара с этой территории (экспортная пошлина) и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

По п. 7 ст. 323 Таможенного кодекса РФ в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.

В случае, когда таможенный орган определяет таможенную стоимость товаров после выпуска товаров, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей (ст. 350 ТК РФ), если требуется доплата таможенных пошлин, налогов. Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования.

Согласно ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Как следует из вопроса, в составе прочих косвенных расходов в декларации по налогу на прибыль российской организации - импортера за 2007 г. была учтена таможенная пошлина с учетом корректировки таможенного органа в сторону увеличения.

Не согласившись с действиями таможенного органа, импортер обратился в арбитражный суд, который признал действия таможенного органа неправомерными.

Суд обязал таможенный орган вернуть организации-импортеру излишне начисленные и уплаченные таможенные пошлины.

Таким образом, если после вынесения решение суда о возврате организации-импортеру излишне начисленных и уплаченных таможенных пошлин не оспаривается таможенным органом в установленном законом порядке, то организации следует внести изменения в налоговую декларацию по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период, в котором откорректированные таможенным органом в сторону увеличения таможенные пошлины были учтены.

Г. Ч.Парфенова

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

27.06.2008