Организация принимает участие в конкурсе на право заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Размещение заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса. При этом конкурсной документацией установлено условие обеспечения заявки на участие в конкурсе в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта. Организацией исполнено указанное требование путем перечисления обеспечения заявки на участие в конкурсе на указанный в конкурсной документации расчетный счет. Данный конкурс был признан несостоявшимся, так как на участие в нем подана всего одна заявка. Организации был направлен проект государственного контракта. Однако в срок, предусмотренный конкурсной документацией, организацией контракт подписан не был. В связи с чем денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, организации возвращены не были. Имеет ли право организация списать денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в состав расходов при исчислении налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в частности расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Однако, по нашему мнению, положения пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ нельзя применить к ситуации невозвращения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в связи с уклонением организации от заключения государственного контракта, так как указанные средства нельзя отнести ни к штрафам (пеням), ни к иным санкциям, подлежащим уплате за нарушение договорных обязательств, ни к расходам на возмещение причиненного ущерба, так как их возникновение предшествует заключению договорных обязательств между сторонами.

Кроме этого, следует обратить внимание на следующее.

В соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при непредставлении заказчику единственным участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе и признанным участником конкурса в срок, предусмотренный конкурсной документацией, подписанного контракта, а также обеспечения исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, такой участник конкурса признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта. В случае уклонения такого участника конкурса от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются.

По нашему мнению, удержание заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в связи с уклонением организации от заключения государственного контракта не является для организации экономически обоснованным расходом и не соответствует критериям ст. 252 НК РФ.

Таким образом, у организации отсутствуют основания для списания денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

26.06.2008