Каков порядок соблюдения мер по обеспечению безопасности дорожного движения перед выездом на линию автотранспортных средств, осуществляющих перевозку компьютерной техники? В частности, каков порядок прохождения медицинского осмотра водителями и контроля технического состояния транспортных средств?

Ответ: Для осуществления доставки грузов своим покупателям грузовым автотранспортом законодательством не предусмотрено получение лицензии на этот вид деятельности. Вместе с тем определенные требования все-таки применяются. Прежде всего, они связаны с безопасностью движения, так как автотранспортное средство является источником повышенной опасности.

Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Данные положения корреспондируются с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения). Пунктом 12 Основных положений установлено, что должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:

выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр;

допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории.

Рассмотрим порядок прохождения медицинского осмотра водителями перед выездом на линию.

Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

На основании Приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)" работы по непосредственному управлению транспортными средствами входят в перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (п. 17). Отметим, что п. 17 был введен Приказом Минздравсоцразвития России от 16.05.2005 N 338.

Письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 до работодателей были доведены Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей.

Согласно п. 1.2 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение N 2 к Методическим рекомендациям) предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций или медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.

Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, или медицинским учреждением, имеющим лицензию (п. 1.4 Типового положения). Данная позиция также подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Уральского округа от 01.08.2005 N Ф09-3196/05-С7).

При этом на основании п. 4 Типового положения для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований организации необходимо иметь помещение, оснащенное медицинскими приборами, оборудованием и мебелью.

Предрейсовый медицинский осмотр проводится перед началом рабочей смены водителей. Водители автотранспортных средств обязаны явиться на предрейсовый медосмотр с путевым листом. Они могут быть допущены к работе при отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, а также нарушений режима труда и отдыха. В этом случае медицинский работник ставит в путевом листе штамп, в котором указывает дату и точное время прохождения медицинского осмотра, а также проставляет свои фамилию, инициалы и подпись.

Штамп не ставится:

- при выявлении симптомов заболевания;

- в случае нахождения водителя в нетрезвом состоянии.

При этом все результаты предрейсового осмотра должны быть зафиксированы в журнале осмотров.

По допуску выезда транспортных средств на линию.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 196-ФЗ запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации. Он приведен в Приложении к Основным положениям.

Согласно п. 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27, организации обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны делать в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств. К таким должностным лицам относится, в частности, механик (мастер). Должностное лицо, ответственное за техническое состояние транспортного средства, должно быть назначено приказом руководителя. Отметка в путевом листе делается как при выезде, так и при возвращении автотранспортного средства.

Выпуск автотранспортного средства на линию производится на основании путевого листа. Формы путевых листов различаются в зависимости от вида транспортных средств. Для грузовых автомобилей предусмотрены две унифицированные формы - форма N 4-С и форма N 4-П.

Форма N 4-С применяется при перевозках грузов при условии оплаты работы водителя автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-П используется, когда работа водителя оплачивается по повременному тарифу и предусматривается одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены). Данная форма путевого листа предусматривает наличие отрывного талона, который заполняется заказчиком и служит основанием для предъявления организацией-перевозчиком счета на оплату транспортных услуг.

Следует отметить, что без разрешительной подписи механика и лица, производящего медицинский осмотр, в путевом листе выпуск автотранспорта на линию не допускается.

Таким образом, можно сделать вывод, что все организации, эксплуатирующие транспортные средства, независимо от вида деятельности должны обеспечить:

а) проведение предрейсовых медосмотров своих работников, непосредственно управляющих автотранспортом. При этом исходя из конкретных условий медосмотр водителей осуществляется:

- медработником, работающим в организации на основании трудового договора;

- медработником медицинского учреждения на основании соответствующего гражданско-правового договора между учреждением и организацией.

К медицинским работникам, которые вправе проводить предрейсовые медицинские осмотры, относятся врачи, фельдшеры и медицинские сестры, прошедшие специальное обучение;

б) ежедневный контроль технического состояния транспортного средства должностным лицом, ответственным за техническое состояние.

Н. В.Вахитова

Аудиторская компания "Верген Аудит"

23.06.2008