О порядке применения ст. 40 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения при передаче недвижимого имущества акционерного общества в аренду
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июня 2008 г. N 03-02-07/1-226
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении цен для целей налогообложения при сдаче имущества в аренду и сообщается следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено названной статьей. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
При этом рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 Кодекса).
Для целей Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 Кодекса. При определении рыночных цен принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
Для целей определения сопоставимости условий сделок учитываются разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров (работ, услуг), либо может быть учтено с помощью поправок (п. п. 8, 9 и 11 ст. 40 Кодекса).
Согласно п. 13 ст. 40 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации не осуществляется государственное регулирование цен при передаче недвижимого имущества акционерного общества в аренду. Законом Московской области от 26.02.2003 N 22/2003-ОЗ "Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области" регламентируется порядок определения размера арендной платы за пользование областной собственностью.
Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случаях, указанных в п. 2 ст. 40 Кодекса.
Налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги, в случаях, предусмотренных п. 2 указанной статьи, когда цены товаров, работ или услуг, применяемые сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночных цен идентичных (однородных) товаров, работ или услуг (п. 3 ст. 40 Кодекса).
Налогоплательщик, который считает, что его права нарушены актом налогового органа, действиями или бездействием его должностных лиц, может обжаловать их в установленном порядке в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд (ст. ст. 137 и 138 Кодекса).
При рассмотрении дела по вопросу об обоснованности доначисления налоговым органом налога по основаниям, предусмотренным ст. 40 Кодекса, суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. п. 4 - 11 ст. 40 Кодекса (п. 12 ст. 40 Кодекса). При толковании условий договора суд принимает во внимание буквальное значение условий договора, а в случае неясности содержания договора суд выясняет действительную общую волю сторон с учетом цели договора, при этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства (ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию, в частности, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Этому праву корреспондирует обязанность налоговых органов бесплатно представлять соответствующую информацию налогоплательщикам (пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса).
Кроме того, представляется целесообразным обратить внимание на то, что согласно п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения, поступившие в Министерство и относящиеся к вопросам правоприменительной практики, в Минфине России не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
20.06.2008