Муниципальному унитарному предприятию (далее - МУП) на расчетный счет в банке поступили денежные средства - субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг в сфере организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг (код по ОКВЭД - 93.03). При этом в отношении указанного расчетного счета налоговым органом принято решение о приостановлении расходных операций в связи с неисполнением МУП требования налогового органа об уплате налога, пеней и штрафов. В свою очередь, МУП предъявило в банк платежные поручения на перечисление поступивших средств контрагентам на покрытие затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг. При этом МУП указывает на следующие обстоятельства: действие решения налогового органа о приостановлении расходных операций по счету налогоплательщика не распространяется на спорные денежные средства, так как указанные средства признаются средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и в силу ст. ст. 78.1, 239 БК РФ подпадают под правовой режим иммунитета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая, что в ст. 76 НК РФ и ст. 855 ГК РФ не содержится правил получения с расчетного счета целевых бюджетных средств, каков порядок обеспечения адресности указанных средств в соответствии с бюджетным законодательством и соблюдения правового режима приостановления операций по счету налогоплательщика?

Ответ: Правовой режим приостановления операций по счету в банке установлен ст. 76 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 76 НК РФ.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 76 НК РФ установлено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 11 НК РФ установлены понятия, применяемые для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах.

При этом п. 2 ст. 11 НК РФ разграничиваются понятия "счет" и "лицевой счет", открытый в соответствии с бюджетным законодательством.

Так, под счетом понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

Лицевыми счетами признаются счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Действие правового режима приостановления операций по счету налогоплательщика распространяется только на расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций.

Из формулировки вопроса следует, что счет, на который поступили субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание МУП в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг в сфере организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг, отвечает понятию "счет", установленному в п. 2 ст. 11 НК РФ, и на него может быть распространен правовой режим приостановления операций по счету.

Статьей 855 Гражданского кодекса РФ установлена очередность списания денежных средств со счета. При этом указанной статьей не установлено особых условий получения с расчетного счета целевых средств. Указанные средства подлежат списанию с расчетного счета в общеустановленном порядке.

Списание с расчетного счета средств на покрытие затрат, связанных с оказанием МУП в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг за счет субсидий бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в шестую очередь, то есть следует за обязанностью по платежам в бюджет (четвертая очередь).

Следовательно, банк не вправе исполнять платежные поручения на перечисление поступивших средств контрагентам на покрытие затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг за счет субсидий бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до отмены решения налогового органа о приостановлении операций.

Относительно ссылок МУП на положения ст. ст. 78.1, 239 Бюджетного кодекса РФ следует обратить внимание на следующее.

Пунктом 1 ст. 78.1 БК РФ предусмотрено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг.

Статьей 239 БК РФ установлен правовой режим иммунитета бюджетной системы Российской Федерации, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных ст. ст. 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 БК РФ.

В то же время в соответствии со ст. 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями БК РФ в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Таким образом, с момента перечисления субсидий с лицевого счета на расчетный счет МУП данные денежные средства перестали отвечать понятию "бюджетные средства" для целей применения положений ст. 239 БК РФ.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

20.06.2008