Правомерен ли отказ налогового органа сообщить налогоплательщику сведения, являются ли его контрагенты налогоплательщиками, добросовестно исполняющими свои налоговые обязанности?

Ответ: Налоговые органы довольно часто отказывают налогоплательщикам в налоговых вычетах по НДС или признании расходов при исчислении налога на прибыль по мотивам неисполнения контрагентами налогоплательщиков своих налоговых обязанностей. Также существует риск, что этот довод может быть принят судом при разрешении налогового спора и принятии неблагоприятного для организации решения. При этом и суды, и налоговые органы могут указать, что в данном случае налогоплательщик не проявил должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентами. А значит, как субъект предпринимательской деятельности он должен нести риск наступления неблагоприятных последствий, в том числе налоговых (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16.01.2008 по делу N Ф04-246/2008(712-А46-26), ФАС Московского округа от 20.12.2006, 25.12.2006 N КА-А40/12374-06, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.07.2006 N Ф08-2921/2006-1225А).

Поэтому, чтобы обезопасить себя от доначислений, налогоплательщики пытаются получить у налоговых органов информацию о том, исполняют ли их контрагенты свои налоговые обязанности. И практически всегда инспекции отказывают налогоплательщикам в предоставлении подобных сведений, ссылаясь на режим налоговой тайны.

Однако, по нашему мнению, информация о соблюдении хозяйствующими субъектами налогового законодательства к налоговой тайне отнесена быть не может, так как, по сути, сводится к информации об отсутствии нарушений налогового законодательства (п. 9 ст. 84, пп. 3 п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ, Письмо МНС России от 05.03.2002 N ШС-6-14/252). На этом основании суды признают отказы налоговых инспекций предоставить налогоплательщикам подобную информацию незаконными и препятствующими реализации налогоплательщиками права на получение обоснованной налоговой выгоды (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2007 N Ф04-8404/2007(40773-А67-32), от 14.12.2007 N Ф04-67/2007(77-А67-32)).

С другой стороны, возможна и иная позиция по данному вопросу. Аргументируется она тем, что подобные сведения не являются составной частью информации, которую налогоплательщик вправе запросить у налоговых органов и предоставление которой входит в их компетенцию. А значит, представлять сведения о нарушении налогового законодательства налогоплательщиком или об отсутствии таких нарушений налоговый орган не обязан (пп. 1 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Такая точка зрения нашла свое отражение и в судебной практике (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3620).

При этом, по нашему мнению, вне зависимости от возможности получения ответа на свой запрос налогоплательщику стоит обратиться в налоговую инспекцию. Запрос необходимо отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения. И если даже организация получит отказ в предоставлении интересующих ее сведений, у нее будет доказательство того, что, изъявив намерение получить информацию о своем контрагенте, она проявила должную осмотрительность и осторожность при его выборе.

А. В.Кононенко

Издательство "Главная книга"

19.06.2008