Груз прошлого

(Редакционный материал)

("Обозрение: судебные новости", 2001, N 1)

Текст документа

ГРУЗ ПРОШЛОГО

Северное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС) обратилось в областной арбитражный суд с иском к ЗАО "Дельта-УТФ" о взыскании 88,6 тыс. руб. убытков и 10,5 тыс. руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. Впоследствии истец изменил размер заявленных требований и просил взыскать соответственно 61,4 тыс. руб. и 26,1 тыс. руб.

Суть дела состояла в том, что два года тому назад Севгидромет заключил с ОАО "Управление транспортного флота и материального обеспечения" (правопреемником которого является ответчик - ЗАО "Дельта-УТФ") договор на завоз груза на труднодоступные полярные станции Северного УГМС и Амдерминского УГМС, расположенные на островах и побережье Белого моря, на юго-востоке Баренцева и Карского морей. Перевозчик должен был по заявкам фрахтователя перевозить груз в период навигации 1998 года. Одиннадцатого августа буксирное судно "Надир" с грузом на барже вышло из порта Архангельск. А девятнадцатого октября на судне случилась авария, и баржа села на мель. Морская вода испортила груз, об этом свидетельствовали два акта об убытках на сумму 61,4 тыс. руб.

Суд счел требования истца необоснованными и в иске отказал. Согласно Кодексу торгового мореплавания (КТМ СССР от 1968 года), предъявление исков о взыскании ущерба вследствие недостачи, порчи и повреждения грузов возможно только при наличии коммерческих актов. Представленные же истцом акты об убытках коммерческими считать нельзя, так как они не соответствуют форме К-1 из приложения N 1 к Правилам составления актов.

Севгидромет с решением архангельских судей не согласился и обжаловал его в кассационную инстанцию, сославшись на то, что суд необоснованно применил КТМ СССР от 1968 года и что следовало применить нормы, установленные Кодексом торгового мореплавания РФ 1999 года.

Однако Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отклонил довод Севгидромета, указав, что, независимо от того, когда рассматривается дело, Кодекс торгового мореплавания РФ от 1 мая 1999 года может быть применен лишь к тем отношениям, которые возникли после его введения в действие. В данном случае отношения сторон по перевозке груза возникли еще в 1998 году, поэтому суд обоснованно применил нормы, установленные старым КТМ.

Агентство судебной информации

Название документа