Индивидуальный предприниматель является плательщиком ЕНВД. В платежном поручении на уплату ЕНВД индивидуальный предприниматель указал неверный код ОКАТО. Налогоплательщик произвел уточнение платежа через 10 дней после обнаружения ошибки, в связи с чем ЕНВД был уплачен несвоевременно. Имеются ли в данном случае основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за несвоевременную уплату ЕНВД?
Ответ: Статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Статья 40 БК РФ предусматривает, что доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Минфином России порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абз. 1 настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абз. 1 настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
В соответствии со ст. 346.33 Налогового кодекса Российской Федерации суммы единого налога на вмененный доход зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 61.2 БК РФ единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности зачисляется в бюджеты муниципальных районов (городских округов) по нормативу 90 процентов.
В соответствии со ст. 146 БК РФ 5 процентов ЕНВД зачисляется в бюджет ФСС, 0,5 процента - в бюджет ФОМС, 4,5 процента - в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования.
Пунктом 3 ст. 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, а также со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.
В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
По мнению, изложенному в Письме Минфина России от 14.08.2007 N 03-02-07/1-371, если сумма налога была зачислена в надлежащий бюджет при отсутствии потерь государственной казны, осуществленный платеж учитывается в установленном порядке без начисления пени.
Выводы Минфина России подтверждает и сложившаяся арбитражная практика. Федеральные арбитражные суды приходят к выводу, что, в случае если указание налогоплательщиком в платежных поручениях неправильного кода ОКАТО не привело к непоступлению в бюджет ЕНВД, привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату ЕНВД неправомерно, поскольку налоговое законодательство не содержит такого основания для признания налога неуплаченным, как неправильное указание кода ОКАТО в расчетном документе (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2007 N А56-52143/2006, от 05.06.2007 N А56-56746/2005, от 20.08.2007 N А56-52139/2006, от 13.08.2007 N А56-52143/2006, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.08.2006 N Ф08-3502/2006-1509А, ФАС Центрального округа от 13.09.2006 N А68-АП-104/10-06).
Таким образом, несмотря на указание налогоплательщиком при заполнении платежного поручения на уплату ЕНВД неверного кода ОКАТО, основания для его привлечения к налоговой ответственности за несвоевременную уплату ЕНВД отсутствуют, если сумма налога была зачислена в надлежащий бюджет при отсутствии потерь для государственной казны.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
11.06.2008