Организация начисляет НДС на стоимость продукции, переданной в рекламных целях (стоимость единицы этой продукции превышает 100 руб.). Вправе ли организация учесть сумму начисленного НДС в целях исчисления налога на прибыль на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ или ей следует руководствоваться п. 19 ст. 270 НК РФ и не учитывать указанную сумму НДС в составе расходов?
Ответ: Бесплатная раздача продукции в рекламных целях квалифицируется с точки зрения налогообложения НДС как безвозмездная передача, являющаяся объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ.
При безвозмездной передаче организация должна начислить НДС на рыночную стоимость переданной продукции, определенную по правилам, установленным ст. 40 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, учитываются в составе прочих расходов, за исключением случаев, перечисленных в ст. 270 НК РФ.
Налоговые органы и Минфин России считают, что суммы НДС, исчисленные при безвозмездной передаче продукции, в том числе и в рекламных целях, налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают (Письма ФНС России от 20.11.2006 N 02-1-07/92, Минфина России от 22.09.2006 N 03-04-11/178). В обоснование своей позиции налоговики ссылаются на п. п. 16 и 19 ст. 270 НК РФ.
Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей. Однако возможность применения данного пункта к рекламной раздаче продукции вызывает, на наш взгляд, большие сомнения. Ведь в целях налогообложения прибыли бесплатная раздача продукции в рекламных целях квалифицируется не как безвозмездная передача, а как расходы на рекламу, которые учитываются в целях налогообложения в составе прочих расходов в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ. Соответственно, суммы НДС, начисленные на стоимость продукции, розданной в рекламных целях, нельзя квалифицировать как расходы, связанные с безвозмездной передачей. Поэтому к ним п. 16 ст. 270 НК РФ не применим.
Что касается п. 19 ст. 270 НК РФ, то в нем речь идет о суммах налогов, предъявленных покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Однако в случае бесплатной раздачи продукции в рекламных целях суммы начисленного НДС покупателям (приобретателям) не предъявляются, а уплачиваются за счет собственных средств организации, раздающей продукцию. Поэтому и п. 19 ст. 270 НК РФ в данном случае применять нет никаких оснований.
Таким образом, поскольку суммы НДС, начисленные на стоимость розданной в рекламных целях продукции, в ст. 270 НК РФ не упомянуты, у организации, на наш взгляд, есть все основания учесть их в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Однако, учитывая приведенную выше позицию налоговых органов, такие действия приведут к спору с налоговым органом. Разрешать этот спор придется в судебном порядке. При этом на сегодняшний день арбитражной практики по данному вопросу нет.
Т. Л.Крутякова
Издательско-консалтинговая группа
"АйСи Групп"
10.06.2008